Формы государства по аристотелю. Аристотель о государстве и его формах. Дурные и хорошие виды власти: характеристика

Аристотелевский метод изучения государства - расчленение его как сложного целого на составные элементы, разбор свойств каждого из них, анализ государственных форм и жизнедеятельности целого государства в зависимости от различных комбинаций его элементов.

Государство есть нечто сложное, состоящее из множеств разных неподобных частей. У каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения, каждая часть стремиться взять власть в свои руки и установить свою форму правления. Например, форма государства зависит от того, кого считают гражданином. Люди - неодинаковы. Каждый знаток своего дела, ибо один человек наилучшим образом может делать что-то одно. Кроме того, цель, интересы и характер деятельности каждого человека зависят от его имущественного положения, который можно рассматривать как критерий для анализа того социального слоя, к которому он принадлежит.

Положение человека в обществе определяется собственностью. Бедные и богатые оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса одного или другого элемента устанавливается и соответствующая форма государственного стоя.

Аристотель выделяет три социальных слоя граждан - крайне богатые, крайне бедные и средние, стоящие между теми и другими. Он враждебен по отношению первым дум.

В основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественная страсть к наживе. В этом проявляется не их стремление к благой жизни, а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуемна, то неуемно и стремление к утолению этой жажды. Ставя все на алтарь личной наживы, люди первой категории попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того чтобы жить вообще, но для того, чтобы жить счастливо.

Бедные - вечно всем недовольны и готовы бунтовать.

Государство должно приносить людям благо – что означает счастье, а оно заключается в совершенной деятельности и применении добродетели. Счастливая жизнь справедлива. Справедливость состоит в равенстве для равных граждан, и неравенстве для неравных.

Различия в добродетелях людей порождают различные государственные устройства. Люди неравны по природе, и непонимание своей природы ведет к порче нравов и злоупотреблениям.

Политические формы можно делить по количественному(количество правящих) и качественному (в чьих интересах осуществляется правление) критерию. Государства различаются по тому, в чьих руках власть. В зависимости от того, кто ее олицетворяет, политическая система определяется числом влавствующих - один, немногие, большинство. Аристотель различает правильные и неправильные формы государства, вне зависимости от того, кто правит. Кроме того, меньшинство или большинство может быть богатым или бедным. Так как обычно бедные в государстве составляют большинство, а богатые меньшинство, то деление по имущественному признаку совпадает с признаком количественным. В результате получается

6 форм государственного устройства. Три правильные, чистые, совершенные формы (монархия, аристократия и полития – правители ориентированы на общую пользу) и три неправильных, отклоняющихся (тирания, олигархия и демократия – правители ориентированы исключительно на личное благо). В свою очередь, каждая форма имеет свои подвиды, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов. Например, демократия, как перевес бедных в сфере власти, имеет несколько разновидностей: умеренная цензовая демократия, основанная на примирении богатых и бедных, господстве закона, или охлократия- власть толпы.

Впервые у него-идея умеренных, смещанных режимов, сочетающих достоинства различных форм правления –полития. Идея о смешанных формах правдения стала фундаментальнойв политической науке (предидентское правление сегодня-превращенная форма единоличной власти, которая ограничиыается конституцией).

Монархия - древнейшая, первая форма политического устройства. Различные виды царской власти - патриархальная и абсолютная. Последняя допустима, если в государстве есть человек, который превосходит всех остальных. Такой человек возможен, но для него нет закона, он как бог между людьми, он сам закон. Монархия вырождается в аристократию или политию.

Аристократия – предпочтительнее монархии. Власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами и эта форма возможна там, где такие достоинств ценятся народом. Личное достоинство обычно свойственно благородным - значит, при аристократии правят благородные -евпатриды.

Полития – власть большинства(имущесмтвенный и образовательный ценз). Отражает интерсы среднего класса, умеренного в своих требованиях и олицетворяющего граждансткие болести (благоразумие, умеренност, рассужительность) Большинство имеет общую для всех добродетель- воинскую, поэтому республика состоит из людей носящих оружие. Они по природе своей воинственны, способны к подчинению и власти, основанных на законе. Они могут быть бедны, но, не смотря на это, занимать правительственные должности, если того достойны. Большинство обладает определенным преимуществом перед меньшинством. Каждый член большинства хуже каждого члена аристократического меньшинства, но в целом большинство лучше чем меньшинство. Многие лучше не порознь, а все вместе, ибо каждый обращает внимание на одну какую-нибудь часть, а все вместе видят целое, но при условии, что большинство достаточно развито. Кроме того, большинство имеет больше оснований претендовать на власть, ибо если исходить из личного достоинства, богатства или происхождения, то всегда будет самый достойный, самый богатый и благородный, поэтому господство достойных, богатых и благородных неустойчиво, власть же большинства более самодавлеюща. Полития переходит в олигархию,

Тирания – тираническая власть не согласна с природой человека. Чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана. Тирания сменяется демократией то есть тупиком общественного развития.

Олигархия – как и аристократия, власть меньшинства, но не достойных, а богатых. Олигархия, как власть немногих, становясь властью одного, превращается в тиранию, а становясь властью большинства- в демократию.

Демократия – самая сносная из всех худших форм политического устройства. Она основана на законе. В ней количественный принцип подчиняет имущественный - власть большинства не только свободных, но и бедных.

Каждой государственной форме соответствует свое понятие «гражданин», свои основания наделения граждан политическими правами. С изменением понятия «гражданин» изменяются принципы справедливости, форма государства, так же как и характер верховной власти. Каждый из принципов относительно оправдан, но их абсолютизация ошибочна.

Различные формы правления могут претерпевать кризисы, изменения.

Причины социальных возмущений и переворотов заключены в отсутствии надлежащего равенства. В их основе лежит нравственная порча. Перевороты сопровождаются сменой государственных форм. Они оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующие в одном случае, руководствоваться количественным равенством, а в другом, равенством по достоинству. Так демократия основывается на том принципе, что относительное равенство влечет за собой и абсолютное равенство, а олигархия исходит из принципа, будто относительное неравенство обуславливает неравенство абсолютное. Подобная ошибочность в исходных принципах государственных форм и ведет в дальнейшем к междоусобицам и мятежам.

Олигархия, как власть немногих, становясь властью одного, превращается в тиранию, а становясь властью большинства- в демократию. Монархия вырождается в аристократию или политию. Полития переходит в олигархию, олигархия сменяется тиранией, а тирания демократией то есть тупиком общественного развития.

В учении о государственных переворотах Аристотель исследует разрушительные элементы, присущие каждой государственной форме и средства их нейтрализации

Аристотель различает два вида социальной справедливости - уравнительную и распределительную .

Уравнительная справедливость является простым арифметическим равенством и действует в области гражданско-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д.

Геометрическое равенство (распределительная справедливость) предполагает распределение благ по достоинству, в соответствии с вкладом в общее дело (от каждого по способностям, каждому по труду). Возможно как равное, так и не равное наделение соответствующими благами (властью, почестями, деньгами).

Таким образом, несовершенства общества исправляются двумя способами - выравниванием жизненных стартов в начале жизни и уравниванием социальных результатов в конце жизненного пути.

Платон был сторонником уравнительной справедливости. Он ограничивал потолок оплаты труда и вознаграждений, то есть ставил планку в конце, на вершине карьеры.

Аристотель наоборот, запрещает верхние ограничения, считая более конструктивным геометрическое равенство (и Платон и Аристотель выключали из своих систем рабов).

Справедливость состоит в равенстве для равных, и неравенстве для неравных. Законодатель должен стремится не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Смешно говорить о вредности частной собственности, обобществлении жен, детей, имущества – подобные меры приведут к уничтожению государства. Наоборот, для стабильности общества необходимо пропагандировать частную собственность для всех классов, так как на ней покоится благополучие среднего класса. Частная собственность может принадлежать любому гражданину. Она не вредит нравам, а лишь развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное из них - стремление к деньгам. При коллективной собственности – большинство озлоблено и живет в нищете (что прекрасно иллюстрирует современное российское общество).

Идеальное государство Аристотеля, где достигается благо и справедливость – Полития.

Она не только особая государственная форма или порядок управления (редкая, но реальная), но и общее понятие, теоретическая конструкция политической формы властвования вообще.

В ходе обоснования своего идеального проекта Аристотель отмечает, что полития- логическое построение и в ней нельзя искать той же точности, какую мы вправе предъявлять к наблюдаемым фактам, доступным исследованию через опыт.

Полития должна приносить людям благо – что означает счастье, а оно заключается в совершенной деятельности и применении добродетели. Счастливая жизнь справедлива. Справедливость состоит в равенстве для равных граждан, и неравенстве для неравных.

Полития мыслиться как соединение положительных черт олигархии и демократии, свободное от их недостатков и крайностей. Элементы политии, которые проявляются в объединении интересов зажиточных и неимущих, в сочетании элементов богатства и свободы, характерны для большинства правильных государств, то есть они вообще свойственен политическому общению.

В полити большинство правит в интересах всеобщей пользы. Все остальные государственные формы являются отклонениями от нее.

Полития – «средняя» форма государства и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах - превалирует умеренность, в имуществе- средний достаток, во властвовании- средний класс. Государство состоящее из средних людей будет иметь и наилучшую государственную форму.

Полития Аристотеля состоит из трех социальных классов, при этом опорой государства и порядка является средний класс . Кроме него существуют - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Последние два класса имеют существенные недостатки:

· богатая плутократия приворовывает от власти

· неимущий пролетариат вечно всем недоволен и готов к бунту (ему нечего терять, кроме своих цепей).

В такой ситуации управление государством оптимально при выполнении трех условий:

2. Ограничение эгоистических интересов богатых . Под основной проблемой верхнего класса Аристотель понимал отсутствие контроля сверху, что приводило к непомерным политическим амбициям и эгоистическим интересам. Богатые обладают привилегированными стартовыми позициями, благодаря узаконенному праву наследования. Но общество оказывается нестабильным, если появляется множество людей, которое не работает, но имеет много денег. Людей, которым многое дозволено от рождения, могут обуздать только те, кто находится внизу - общественность, средний класс. И сегодня если у среднего класса есть реальные механизмы влияния на власть, общество более стабильно и демократично (у Платона все ограничивалось приобщением правителей к изящным искусством, что было утопией уже для Аристотеля, не говоря уже о нас). Аристотель надеялся не на правителей, но на силу среднего класса, который заинтересован в стабильности, имеет мощную мотивацию к сохранению общества, предоставляющего ему возможности самостоятельно добиваться улучшения социального положения и материального благополучия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образование

«Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»

Факультет Истории и п рав а

Реферат

на тему:Аристотель о государстве

Выполнил: Мырзаканов Нурмат

Введение

Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля является её многогранность. Своими трудами Аристотель обогатил почти все существовавшие в его время отрасли науки. Государство и общество не остались вне поля зрения философа. Главное место среди его произведений, посвящённых изучению государства и общества, занимает, трактат «Политика».

Не может быть сомнения в том, что даже чисто теоретические построения античных мыслителей, вроде «Государства» и «Законов» Платона или тех проектов, которые рассматриваются во второй книге «Политики», в большей или меньшей степени связаны с реальной жизнью греческих полисов, что и даёт право современным исследователям использовать названные сочинения как источники для уяснения некоторых сторон бытия этих полисов.

Выбранную мной тему исследовали разные учёные, однако следует остановиться только на некоторых из них. Так, Блинников А. К. в своей работе рассмотрел деятельность Аристотеля. Целью данного реферата является рассмотрение взглядов Аристотеля на государство, выявление основных элементов государства.

1 . Аристотель о государстве

Аристотель в своём творчестве предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

В трактате Аристотеля «Политика» общество и государство по существу не различаются.

Государство предстаёт в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей «общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования». А «общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья», - утверждает Аристотель. Для Аристотеля государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства. Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идёт уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан.

По Аристотелю, человек политическое существо, т.е. социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни, «человек по природе своей есть существо политическое». Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.

Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя». Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. В этом, по Аристотелю, проявляется не стремление к «благой жизни», а лишь стремление к жизни вообще. Поскольку жажда жизни неуёмна, то неуемно и стремление к средствам утоления этой. Ставя всё на службу чрезмерной личной наживы, «люди первой категории» попирают ногами общественные традиции и законы. Стремясь к власти, они сами не могут подчиняться, нарушая этим спокойствие государственной жизни. Почти все они высокомерны и надменны, склонны к роскоши и хвастовству. Государство же создается не ради того, чтобы жить вообще, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо.

Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.

Аристотель выделяет следующие элементы государства:

· единая территория (которая должна быть небольшой по размеру);

· коллектив граждан (гражданином является тот, кто участвует в законодательной и судебной власти);

· единый культ;

· общий запас;

· единые представления о справедливости.

«Уяснив, из каких элементов состоит государство, мы должны

прежде всего сказать об организации семьи. Остановимся прежде всего на господине и рабе и посмотрим на их взаимоотношения с точки зрения практической пользы».

Аристотель выделял три вида общения в семье:

· власть мужа над женой;

· власть отца над детьми;

· власть домовладыки над рабами.

Рабство одинаково полезно и рабу и господину. При этом «власть господина над рабом, как основанная на насилии, несправедлива».

Аристотель достаточно гибкий мыслитель, чтобы не определять однозначно принадлежность к государству именно тех, а не иных лиц. Он прекрасно понимает, что положение человека в обществе определяется собственностью. Поэтому он критикует Платона, который в своей утопии уничтожает частную собственность у высших классов, специально подчеркивая, что общность имуществ невозможна. Она вызывает недовольство и ссоры, снижает заинтересованность в труде, лишает человека «естественного» наслаждения владением, и т.д.

Таким образом, Аристотель оправдывает частную собственность. «Частная собственность, - говорит Аристотель, - коренится в природе человека, в его собственной любви к себе». Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной: «К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота». Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им.

Рассмотрение различных теорий государственных устройств Аристотель начинает с анализа проекта Платона. Он особо подчёркивает трудность осуществления этого проекта на практике, подвергая критике теоретическую позицию Платона - его стремление ввести в государство полное единство, не считаясь с реально существующей множественностью. В «Законах» Платона Аристотель находит произвольные утверждения, а в некоторых случаях непродуманные положения, грозящие при проведении их в жизнь теми или иными затруднениями и нежелательными результатами.

Государственное устройство (politeia) - это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний и есть государственное устройство. «Я имею в виду, например, то, что в демократических государствах верховная власть - в руках народа; в олигархиях, наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы называем различным».

«Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления»1, - замечает Блинников А. К.

Форма государства определяется числом властвующих, (один, немногие, большинство). Различаются правильные формы правления - в них правители имеют в виду общую пользу (заботятся о благе народа) и неправильные формы правления - в них правители заботятся лишь о своём личном благе.

Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, «мы обыкновенно называем царской властью»; власть немногих, но более чем одного - аристократией; а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства, - полития. «И такое разграничение оказывается логически правильным».

Правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них тирания, олигархия и демократия.

Схема Аристотеля может показаться искусственной, если не принимать во внимание того, что все 6 терминов были в ходу у греков в 4 в. до н. э. Вряд ли существовали серьёзные разногласия о том, что понимать под царской властью, тиранией, аристократией, олигархией, демократией. Платон в «Законах» говорит обо всех этих видах как о чём-то общеизвестном, не требующем пояснения. «Аристотель стремится сделать свою схему гибкой, способной охватить всё многообразие действительности»

Приводя в пример современные ему государства и оглядываясь на историю, он, во-первых, констатирует существование различных разновидностей внутри отдельных видов государственного устройства; во-вторых, отмечает, что политический строй некоторых государств объединяет в себе признаки различных государственных устройств и что существуют промежуточные формы между царской и тиранической властью аристократия с уклоном в олигархию, полития, близкая к демократии и др.

Каждая форма имеет, в свою очередь, несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов. Наилучшей формой правления Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государства, т. е. вообще характерен для государства как политического общения. Аристотель выделяет такие признаки политии, как: умеренный имущественный ценз на правящие должности; правит большинство; избрание путём голосования; торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав; преобладание среднего класса. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всём: в правах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний класс. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь наилучший государственный строй» (принцип эгалитаризма). Эгалитаризм - это установление среднего размера дохода. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Из неправильных форм правления тирания - наихудшая: «Тирания, как мы сказали, есть деспотическая монархия в области политического общения». Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона. Олигархия - тот вид, когда верховную власть в государственном управлении имеют владеющие собственностью; наоборот, при демократии эта власть сосредоточена не в руках тех, кто имеет большое состояние, а в руках неимущих.

Одним из правильных видов государственного устройства является царская власть - монархия. Существует несколько видов монархий: пожизненная стратегия, которая бывает либо наследственной, либо выборной; эсимнетия, т. е. выборная тирания; варварская монархия; и, наконец, царская власть героических времён, основанная на добровольном подчинении ей граждан, но обладавшая ограниченными полномочиями, а именно: царь был военным предводителем, судьей и ведал религиозным культом. «Пятым видом царской власти будет тот, когда один человек является неограниченным владыкой над всем, точно так же как управляет общими делами то или иное племя или государство. Такого рода царская власть есть как бы власть домохозяйственная: подобно тому, как власть домохозяина является своего рода царской властью над домом, так точно эта всеобъемлющая царская власть есть в сущности домоправительство над одним или несколькими государствами и племенами».

Монархическое начало предполагает для своего осуществления такую народную массу, которая по своей природе призвана к тому, чтобы отдать управление государством представителю какого-либо рода, возвышающемуся над нею своей добродетелью. Аристократическое начало предполагает также народную массу, которая способна, не поступаясь своим достоинством свободнорождённых людей, отдать правление государством людям, призванным к тому благодаря их добродетели. Наконец, при осуществлении начала политии народная масса, будучи в состоянии и подчиняться и властвовать на основании закона, распределяет должности среди состоятельных людей в соответствии с их заслугами.

Аристотель различает несколько видов демократии и олигархии, которая является «оборотной стороной» наилучших государственных форм. Характерным отличием, так называемого первого вида демократии служит равенство. Равенство же состоит в том, что «ни неимущие, ни состоятельные не имеют ни в чем каких-либо преимуществ; верховная власть не сосредоточена в руках тех или других, но те и другие равны». Другой вид демократии - тот, при котором занятие должностей обусловлено, хотя бы и невысоким, имущественным цензом. Обладающий им должен получить доступ к занятию должностей, потерявший ценз лишается этого права. Третий вид демократии - тот, при котором все граждане, являющиеся бесспорно таковыми по своему происхождению, имеют право на занятие должностей, властвует же закон. Четвертый вид демократии - тот, при котором всякий, лишь бы он был гражданином, пользуется правом занимать должности, властвует же опять-таки закон. При пятом виде демократии все остальные условия те же, но верховная власть принадлежит не закону, а простому народу. Это бывает в том случае, когда решающее значение будут иметь постановления народного собрания, а не закон. Достигается это через посредство демагогов.

Отличительный признак первого вида олигархии состоит в следующем: занятие должностей обусловлено необходимостью иметь столь значительный имущественный ценз, что неимущие, хотя они представляют большинство, не допускаются к должностям; последние доступны только тем, кто приобрел имущественный ценз. Другой вид олигархии - тот, когда доступ к должностям также обусловлен высоким имущественным цензом и когда люди, имеющие его, пополняют недостающих должностных лиц путем кооптации; если это производится из всех таких лиц, то такой строй, по-видимому, имеет аристократический оттенок; если же только из ограниченного числа, то олигархический. При третьем виде олигархии сын вступает в должность вместо отца. Четвертый вид - когда имеется налицо только что указанное условие и когда властвует не закон, а должностные лица; этот вид в олигархическом строе - то же, что в монархическом тирания, а в демократическом - то, что мы назвали крайним его видом». Такого рода олигархию называют династией.

Аристотель «был хорошо знаком с жизнью трёх разнородных по своему устройству и удельному весу государств: Афин, Македонии и своеобразного Атарнейского государства». В управлении последнего он принимал участие в качестве члена кружка философов, который организовался вокруг правителя Гермия. В качестве воспитателя наследника македонского престола Аристотель имел возможность вблизи наблюдать политическую жизнь Македонии. Наконец, долгое время проживая в Афинах, он видел пред собой классический образ демократического полиса. Поэтому без знакомства с данными государствами Аристотель не смог бы определить виды демократии и олигархии. Теперь рассмотрим аристократию. Аристократией по справедливости можно признавать только тот вид государственного устройства, когда управляют мужи, безусловно наилучшие с точки зрения добродетели, а не те, кто доблестен при некоторых предпосылках; ведь только при этом виде государственного устройства хороший муж и хороший гражданин - одно и то же, тогда как при остальных хорошими бывают применительно к данному государственному строю. Там, где государственное устройство считается и с богатством, и с добродетелью, и с народом, как, например, в Карфагене, это и есть аристократический строй; там, где принимаются в расчет только два из указанных условий, т.е. добродетель граждан и народ, как, например, в Лакедемонском государстве, получается смешение двух видов - демократического и основанного на добродетели. Таким образом, аристократическое устройство помимо его первого и наиболее совершенного вида имеет еще две указанные разновидности. Третьей же являются те виды так называемой политии, которые больше склоняются к олигархии. «Большинство полагает, - говорит Аристотель, - что счастливое государство должно быть большим по своим размерам». Однако он с этим утверждением не согласен: «Опыт подсказывает, однако, как трудно, чтобы не сказать невозможно, слишком многонаселенному государству управляться хорошими законами; по крайней мере мы видим, что все те государства, чье устройство слывет прекрасным, не допускают чрезмерного увеличения своего народонаселения». Таким образом, ясно, что наилучшим пределом для государства является следующий: возможно большее количество населения в целях самодовлеющего его существования, притом легко обозримое. «Вот как мы определяем величину государства». Политическим идеалом Аристотеля был самодостаточный экономически обособленный полис. Наилучшие условия для совершенного государства создаёт умеренный климат Эллады.

Концепция Аристотеля служила теоретическим оправданием привилегий и власти землевладельческой аристократии. Несмотря на его заверения в том, что демократия и олигархия в политии смешаны «по половине» и даже «с уклоном в сторону демократии», аристократические элементы в государстве получили явное преобладание. В качестве примеров смешанного государственного строя в «Политике» названы аристократическая Спарта, Крит, а также «прародительская» демократия, введённая в Афинах реформами Солона.

государство политика власть общество

Заключение

Итак, мы рассмотрели взгляды Аристотеля на государство, выявили основные элементы государства, виды государственного устройства. Политико-правовая проблематика освящается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса - города государства как политического общения свободных и равных людей. Государство по Аристотелю - продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Человек по природе своей существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека.

Список используемой литературы

1. Аристотель. Сочинения. М., 1984, т. 4, с. 650.

2. Блинников А. К. Великие философы. М., 1998, с. 510

3. Доватур А.И. «Политика» Аристотеля

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Политические и правовые взгляды софистов. Взгляды Платона на государство и право. Римские юристы о праве и его видах. Формы правления по Аристотелю. Истоки политико-правовой мысли в Древнем Риме. Классификация форм правления государства Цицерона.

    реферат , добавлен 11.02.2014

    Исследование вклада древнегреческих авторов в социально-политические и экономические теории. Анализ и сравнение точек зрения Аристотеля и Цицерона на существование и роль государства. Демократия - неправильная форма правления. Идеальная форма правления.

    эссе , добавлен 12.05.2015

    Политико-правовые учения Древней Греции как истоки европейского понимания права, политики государства. Сущность теорий Платона и Аристотеля о государстве, виды и особое значение государственных форм, их актуальность и применение в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Политические и правовые учения аристократии. Прообраз идеального государственного строя для Платона. Главная причина смены форм государства по Платону. Философские воззрения Аристотеля. Задачи политической теории по Аристотелю. Наследие Эрнеста Манделя.

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Политические и правовые учения Древней Греции и Рима. Взгляды Платона, Аристотеля, Цицерона на государство и право. Неправильные формы государства. Состав римского права, его деление на публичное и частное. Классификация форм правления государства.

    презентация , добавлен 18.02.2015

    Изучение сущности государства и понятия собственности в философии Аристотеля. Основное назначение политики, которая, с его точки зрения, должна ориентироваться на достижение общего блага, а ее главная цель - достижение справедливости. Политическая этика.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Стабильность политической системы, политическое развитие. Формы государственного правления, устройства, политического режима. Типы государства. Правовое государство и гражданское общество. Генезис, сущность и функции государства. Политическая теория.

    контрольная работа , добавлен 31.08.2008

    "Полис" - объект политической науки в античную эпоху. Рабовладение в Древней Греции как основа экономической жизни. Нравственно-этический аспект учения Аристотеля. Понятие конфликта и критерии его решения. Проблема конфликторазрешения в "Политике".

    дипломная работа , добавлен 08.11.2017

    Положения социологических и политических взглядов Аристотеля и Платона с целью их соотношения с современным социологическим и политическим знанием, историческим опытом государственной власти и практическим применением их идей в рамках правления.

    реферат , добавлен 14.03.2015

    Теория происхождения и сущность государства. Сущность, основные отличительные черты функции и признаки государства. Формы государственного правления и устройства. Институты политической системы общества. Формирование правового социального государства.

Довольно часто в курсе истории политологии, философии, а также юридических наук в качестве примера античной мысли рассматривают учение Аристотеля о государстве и праве. Реферат на эту тему пишет практически каждый студент высшего учебного заведения. Разумеется, если он правовед, политолог или историк философии. В этой статье мы попробуем вкратце охарактеризовать учение знаменитейшего мыслителя античной эпохи, а также показать, чем оно отличается от теорий его не менее известного оппонента Платона.

Основание государства

На всю философскую систему Аристотеля повлияла полемика. Он долго и много спорил с Платоном и учением последнего об «эйдосах». В своем труде «Политика» известный философ противостоит не только космогоническим и онтологическим теориям своего противника, но и его представлениям об обществе. Учение Аристотеля о государстве основано на понятиях естественной потребности. С точки зрения знаменитого философа, человек создан для общественной жизни, он является «политическим животным». Им движут не только физиологические, но и социальные инстинкты. Поэтому люди создают общества, ведь только там они могут коммуницировать с себе подобными, а также регулировать свою жизнь с помощью законов и правил. Поэтому государство - это естественный этап развития социума.

Учение Аристотеля об идеальном государстве

Философ рассматривает несколько людей. Самое базовое - это семья. Затем круг общения расширяется до деревни или поселения («хоры»), то есть уже распространяется не только на кровнородственные связи, но и на людей, живущих на определенной территории. Но наступает момент, когда человека и это не удовлетворяет. Он хочет больше благ и безопасности. К тому же необходимо разделение труда, ведь людям выгоднее что-то произвести и обменять (продать), чем делать все нужное самим. Такой уровень благосостояния может обеспечить только полис. Учение Аристотеля о государстве ставит эту стадию развития общества на высшую ступень. Это наиболее совершенный вид социума, который может обеспечить не только но и «эвдемонию» - счастье граждан, практикующих добродетели.

Полис у Аристотеля

Конечно, города-государства под таким названием существовали и до великого философа. Но они представляли собой небольшие объединения, раздираемые внутренними противоречиями и вступающие друг с другом в бесконечные войны. Поэтому учение Аристотеля о государстве предполагает наличие в полисе одного правителя и признанной всеми конституции, гарантирующей целостность территории. Его граждане свободны и по возможности равны между собой. Они разумны, рациональны и управляют своими действиями. Им принадлежит право голоса. Они являются основой социума. При этом для Аристотеля такое государство стоит выше индивидуумов и их семей. Оно является целым, а все остальное по отношению к нему - только частями. Оно не должно быть слишком большим, чтобы им было удобно управлять. Да и благо общности граждан является добром для государства. Поэтому и политика становится высшей наукой по сравнению с остальными.

Критика Платона

Вопросы, связанные с государством и правом, описаны у Аристотеля не в одном труде. Много раз он высказывался на эти темы. Но что же разделяет учение Платона и Аристотеля о государстве? Кратко эти отличия можно охарактеризовать так: разные представления о единстве. Государство, с точки зрения Аристотеля, конечно, является целостностью, но оно при этом состоит из многих членов. Все они имеют неодинаковые интересы. Государство, спаянное единством, которое описывает Платон, невозможно. Если же таковое воплотить в жизнь, то оно станет невиданной тиранией. Проповедуемый Платоном государственный коммунизм должен ликвидировать семью и другие институции, к которым человек привязан. Тем самым он демотивирует гражданина, забирая источник радости, а также лишает общество нравственных факторов и необходимых личных отношений.

О собственности

Но не только за стремление к тоталитарному единству критикует Аристотель Платона. Коммуна, которую пропагандирует последний, основана на общественной собственности. Но ведь при этом вовсе не ликвидируется источник всяческих войн и конфликтов, как полагает Платон. Наоборот, он только переходит на другой уровень, а его последствия становятся более разрушительными. Учение Платона и Аристотеля о государстве наиболее различается именно в этом пункте. Эгоизм является движущей силой человека, и, удовлетворяя его в определенных пределах, люди приносят пользу и социуму. Так считал Аристотель. Общее же имущество противоестественно. Оно все равно что ничье. При наличии такого рода институции люди не будут работать, а только пытаться пользоваться плодами трудов других. Экономика, основанная на такой форме собственности, поощряет лень, управлять ею чрезвычайно трудно.

О формах правления

Аристотель проанализировал также разные виды государственного устройства и конституции многих народов. В качестве критерия оценки философ берет количество (или группы) людей, участвующих в управлении. Учение Аристотеля о государстве различает три вида разумных типов правления и столько же дурных. К первым относятся монархия, аристократия и полития. К дурным видам принадлежат тирания, демократия и олигархия. Каждый из этих типов может перерасти в свою противоположность, в зависимости от политических обстоятельств. Кроме того, многие факторы влияют на качество власти, а самый важный - это личность ее носителя.

Дурные и хорошие виды власти: характеристика

Учение Аристотеля о государстве кратко выражено в его теории о формах правления. Философ тщательно рассматривает их, пытаясь понять, каким образом они возникают и какие средства надо употребить, чтобы избежать негативных последствий дурной власти. Тирания - это наиболее несовершенный вид правления. Если уж государь один, предпочтительнее монархия. Но она может выродиться, а правитель - узурпировать всю полноту власти. К тому же этот вид правления очень зависит от личных качеств монарха. При олигархии власть сосредоточена в руках определенной группы людей, а остальные от нее «отодвинуты». Это часто приводит к недовольству и переворотам. Лучшей формой такого типа правления является аристократия, поскольку в этом сословии представлены благородные люди. Но и они могут с течением времени выродиться. Демократия - лучший из худших способов правления, имеющий много недостатков. В частности это абсолютизация равенства и бесконечные споры и согласования, что снижает эффективность власти. Полития - это идеальный тип правления, смоделированный Аристотелем. В нем власть принадлежит «среднему классу» и основана на частной собственности.

О законах

В своих трудах знаменитый греческий философ также рассматривает вопрос о юриспруденции и ее происхождении. Учение Аристотеля о государстве и праве дает нам понять, в чем состоит основа и необходимость законов. Прежде всего, они свободны от человеческих страстей, симпатий и предвзятостей. Они созданы разумом, находящимся в состоянии уравновешенности. Поэтому если в полисе будет верховенство права, а не человеческих отношений, он и станет идеальным государством. Без господства законов общество потеряет форму и утратит стабильность. Они нужны также для того, чтобы заставлять людей поступать добродетельно. Ведь человек по натуре своей - эгоист и всегда склонен делать то, что ему выгодно. Право же корректирует его поведение, обладая принудительной силой. Философ был сторонником запретительной теории законов, говоря о том, что все, что не изложено в конституции, не является легитимным.

О справедливости

Это одно из самых главных понятий в учении Аристотеля. Законы должны быть воплощением справедливости на практике. Они являются регуляторами отношений между гражданами полиса, а также формируют и подчинения. Ведь общее благо жителей государства - это и есть синоним справедливости. Для того чтобы оно было достигнуто, следует сочетать (общепризнанное, часто неписаное, известное и понятное всем) и нормативное (человеческие установления, оформленные законодательно или с помощью договоров). Всякое справедливое право должно уважать обычаи, сложившиеся у данного народа. Поэтому законодатель должен всегда создавать такие установления, которые бы соответствовали традициям. Право и законы не всегда совпадают между собой. Так же разнятся практика и идеал. Бывают несправедливые законы, но их тоже обязаны исполнять, пока они не изменятся. Это дает возможность совершенствовать право.

"Этика" и учение о государстве Аристотеля

Прежде всего, эти аспекты правовой теории философа базируются на понятии справедливости. Она может различаться в зависимости от того, что именно мы берем за основу. Если наша цель - общее благо, значит, следует учитывать вклад каждого и, отталкиваясь от этого, распределять обязанности, власть, богатство, почести и прочее. Если же мы ставим во главу угла равенство, тогда мы должны обеспечивать блага каждому, независимо от его личной деятельности. Но самое главное - это избегать крайностей, особенно сильного разрыва между богатством и бедностью. Ведь это тоже может быть источником потрясений и переворотов. Кроме того, некоторые политические взгляды философа изложены в труде «Этика». Там он описывает, какой должна быть жизнь свободного гражданина. Последний обязан не просто знать, а быть ею движим, жить в соответствии с нею. Свои этические обязанности существуют и у правителя. Он не может ждать, когда наступят условия, необходимые для создания идеального государства. Он должен действовать практически и создавать конституции, необходимые для данного периода, исходя из того, как лучше управлять людьми в конкретной ситуации, и совершенствуя законы согласно обстоятельствам.

Рабство и зависимость

Однако если мы повнимательнее присмотримся к теориям философа, то увидим, что учение Аристотеля об обществе и государстве исключает многих людей из сферы общего блага. Прежде всего, Для Аристотеля это всего лишь говорящие орудия труда, не обладающие разумом в той степени, в которой его имеют свободные граждане. Такое состояние дел является естественным. Люди не равны между собой, есть те, кто по природе своей рабы, а есть господа. Кроме того, удивляется философ, если отменить этот институт, кто же будет обеспечивать ученым людям досуг для их высоких размышлений? Кто будет убирать дом, следить за хозяйством, накрывать на стол? Само же все это не будет делаться. Поэтому рабство необходимо. Из категории «свободные граждане» у Аристотеля исключены также земледельцы и люди, работающие в сфере ремесел и торговли. С точки зрения философа, все это «низкие занятия», отвлекающие от политики и не дающие возможности иметь досуг.

Аристотель также как и Платон представлял государство как нечто прекрасное по своей сути. "Целью государства является благая жизнь". Он исходил из того понятия, что человек "существо политическое", стремящееся к общению, а потому государство для него необходимо как воздух. "Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага. Больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и объединяет собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим”. [см. 1]

Аристотель хотел отыскать государственный строй отличавшийся от существующих, считая что ныне существующий строй не удовлетворяет своему назначению.

Критерием для определения правильных форм государственного строя Аристотель признает способность формы правления служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются общественной пользой, то, согласно Аристотелю, такие формы государственного устроения, независимо от того, правит ли один, или немногие, или большинство, -- формы правильные, а те формы, при которых правящие имеют в виду личные интересы -- или одного лица, или немногих, или большинства, -- являются формами, отклоняющимися от нормальных. Поэтому, согласно теории Аристотеля, возможны всего шесть форм государственного строя: три правильные и три неправильные. Из форм правления, имеющих в виду общую пользу, правильны:

1) монархия (или царская власть) -- правление одного,

2) аристократия -- правление немногих, но более одного, и

3) политая -- правление большинства.

Монархия -- тот вид единодержавия, который имеет целью общую пользу.

Аристократия -- правление немногих, при котором правящие (aristoii -- «лучшие») также имеют в виду высшее благо государства и входящих в него элементов.

Наконец, полития -- правление, когда в интересах общей пользы правит большинство. Но высшая степень добродетели для большинства может проявляться в народной массе в отношении к военной доблести. Поэтому в политии высшей верховной властью пользуются лица, имеющие право владеет оружием. [см. 4]

Наибольшие симпатии Аристотеля склонялись на сторону политии. Именно в политии достижим тот строй, при котором власть находится в руках «среднего элемента» общества, так как в политии руководящей силой общества может стать и становится элемент, находящийся между противоположными полюсами чрезмерного богатства и крайней бедности. Люди, принадлежащие обоим этим полюсам, не способны повиноваться доводам разума: трудно следовать за этими доводами человеку сверхпрекрасному, сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому, или, наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхнизкому по своему политическому положению. Люди первой категории чаще всего становятся наглецами и крупными мерзавцами; люди второй категории -- подлецами и мелкими мерзавцами. Люди сверхбогатые не способны и не желают подчиняться; люди слишком бедные живут униженно, не способны властвовать, а подчиняться умеют только той власти, которая проявляется у господ над рабами. В результате вместо государства из свободных людей получается государство, состоящее из господ и рабов, или государство, где одни полны зависти, другие -- презрения. Напротив, в правильно устроенном государстве, кроме власти господствующих классов над рабами, должно существовать правильное господство одних свободных над другими и Правильное подчинение вторых первым. Поэтому человек свободный сам должен научиться повиновению, прежде чем он научится повелевать и властвовать. Проявлять государственную власть правитель должен научиться, пройдя сам школу подчинения; нельзя хорошо начальствовать, не научившись повиноваться. Именно в политии - это двойное умение повелевать и повиноваться достигается всего лучше. [см. 1]

Неправильными формами правления Аристотель считает тиранию, олигархию и демократию.

При этом тирания -- в сущности та же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного лишь правителя; олигархия отстаивает и соблюдает интересы зажиточных «классов», а демократия -- интересы неимущих «классов» Одинаковой чертой всех форм Аристотель считает то, что ни одна из них не имеет в виду общей пользы.

Тирания -- наихудшая из форм государственного строя и всего дальше отстоит от его сущности. Тирания -- безответственная власть монарха, не направленная на защиту интересов подданных; она всегда возникает против их желания; никто из свободных людей не согласится добровольно подчиняться такого рода власти.

Олигархия -- вырожденная форма аристократии. Это своекорыстное господство меньшинства, состоящего из богатых. Демократия -- такая же своекорыстная форма господства большинства, состоящего из бедных.

Состав государства, по Аристотелю, сложен. Государство -- понятие сложное; оно, как и всякое другое понятие, представляя собой нечто целое, состоит из многих составных частей. Одна из них -- народная масса, работающая над продуктами питания; это земледельцы. Вторая составная часть государства -- класс так называемых ремесленников, занимающийся ремеслами, без которых невозможно само существование государства; из этих ремесел одни должны, существовать в силу необходимости, другие служат для удовлетворения роскоши или для того, чтобы скрасить жизнь. Третья часть -- торговый класс, именно тот, который занимается куплей и продажей, оптовой и розничной торговлей. Четвертая часть -- наемные рабочие, пятая -- военное сословие.

Необходимые для существования государства классы эти, однако, имеют совершенно различное значение и достоинство. В сущности два главных «класса», согласно мысли Аристотеля, составляют государство-город (полис) в точном смысле слова: это военное сословие и лица, из числа которых выделяется законосовещательный орган, заботящийся об общих интересах государства. В руках обоих этих классов должно быть сосредоточено и владение собственностью, а гражданами могут быть только лица, принадлежащие к этим классам. Ремесленники не имеют прав гражданства, как и всякий другой класс населения, деятельность которого не направлена на служение добродетели. Граждане не должны вести не только такую жизнь, какую ведут ремесленники, но и такую, какую ведут торговцы, -- такого рода жизнь неблагородна и идет вразрез с добродетелью; не должны быть граждане и землепашцами, так как они будут нуждаться в досуге и для развития своей добродетели, и для занятия политической деятельностью.

И хотя землепашцы, ремесленники и всякого рода поденщики необходимо должны быть налицо в государстве, но собственно элементами, составляющими государство, являются военное сословие и те, кто облечен законосовещательной властью. И если считать душу человека частью более существенной, чем тело, то и в государственном организме душу государства должно признать более важным элементом, чем все, относящееся только к удовлетворению его необходимых потребностей. А этой «душой» государства и являются, по Аристотелю, военное сословие и то сословие, на обязанности которого лежит отправление правосудия при судебном разбирательстве, и сверх того, сословие с законосовещательными функциями, в чем и находит свое выражение политическая мудрость.

Аристотель, в отличие от Платона, делает попытку определить, что принесет большую выгоду для государства: главенство закона над правителем или наоборот. В результате философ приходит к тому, что в законе он видит нечто устойчивое, объективное, а в правителе преходящее, субъективное. Закон для Аристотеля напрямую связан со справедливостью, ибо устанавливается ради блага множества людей граждан, властитель же обычный человек, а потому ему вполне свойственно ошибаться и иногда впадать в порок несправедливости. На основе этих умозаключений Аристотель пришел к выводу, что "предпочтительнее, чтобы властвовал закон, а не кто-либо один из среды граждан". Аристотель решает спор в пользу закона.

Принцип Аристотеля, положенный в понятие гражданства и равенства: принцип, по которому каждый гражданин может стать правителем, решать дела в суде и т.д.

Аристотель подразумевает под гражданами только воинов, чиновников и, возможно, деятелей искусства, стоящих выше обычных ремесленников, которых, как и землепашцев, он сближает с рабами. От общего количества населения в государстве Аристотеля гражданами являются 10-12% жителей.

Политическое учение Аристотеля имеет чрезвычайно большую теоретическую и еще большую историческую ценность. Сжатый проект идеального государства, намеченный Аристотелем, как и всякая утопия, есть, по сути, смесь черт вымышленных, надуманных в отличие от существующих форм государственности, с чертами, отражающими реальные исторические отношения общества, в котором этот проект был разработан. Особенность этого проекта том, что в нем черты реальные, исторические явно преобладают над утопическими. Путь к наилучшему государству лежит, по Аристотелю, через область познания того, что существует в действительности.