Налоговый кодекс рф статья 45. Налоги с взаимозависимых лиц. Информация об изменениях

. 4 385. 3

«Повязаны налогами»: как избежать обвинений по пп.2 п.2 ст.45 НК РФ?

Ситуация. Выездная проверка вот-вот нагрянет. Вам есть, что скрывать: «проблемные места» по НДС, налогу на прибыль, «серые» связи… Расплата за не совсем удачную «оптимизацию налогов» в прошлом уже приближается.

Что делать? Вас озаряет популярное решение: вы решаетесь на перевод деятельности/активов в другую компанию. А вдруг прокатит?

И здесь, только ленивый налоговик не нароет доказательств взаимозависимости и не начислит вашей «компании-спасительнице» по полной программе. Но, может быть, существуют «дыры» в Налоговом законодательстве, за которые можно зацепиться и избежать доначислений по пп.2 п.2 ст.45 НК РФ? Либо есть способ «грамотного» перевода деятельности, при котором сотрудники фискальной службы при всем желании не смогут доначислить «соседу»?

Сначала докажите взаимозависимость, а потом взыскивайте!

Сотрудники фискальной службы решили взыскать налоговые долги компании «Должник» с компании «Новая» на основании пп.2 п.2 ст.45 НК РФ. Однако, компания «Новая» посчитала, что инспекция «запрыгнула» вперед, поскольку для начала налоговики должны были в судебном порядке доказать взаимозависимость компаний в соответствии со ст. 20 НК РФ. И уже, исходя из вынесенного решения, совершать следующий шаг по взысканию недоимок, пеней и штрафов.

  • Нет доказательств поступлений на счет компании «Новая» от реализации товаров/работ/услуг компании «Должник», а также передачи имущества и обязательств;
  • Компания «Новая» ведет самостоятельную деятельность, и вообще не имеет ничего общего с бизнесом «Должника»;
  • Компании находятся по разным адресам;
  • Представители защиты компании «Новая» указали: в НК РФ не прописано, что перевод бизнеса на другое юрлицо – основание для взыскания долгов по налоговым обязательствам с этого юрлица.

Компании связали 10,8 млн руб., контрагенты и «супружеские» узы

Но налоговики стояли на своем. Факт взаимозависимости налицо. Поэтому именно компания «Новая» должна отвечать по налоговым долгам «Должника». Основанием для доначислений послужили следующие признаки:

  • После проведения выездной проверки компания «Должник» перевела весь «бизнес» на компанию «Новая», а именно денежные средства в размере более 10,8 млн руб.;
  • С покупателями и поставщиками компании «Должник» все договоры были перезаключены на компанию «Новая», о чем было прописано в дополнительных соглашениях;
  • Собственники компании «Должник» и «Новая» по-особому «связаны»: они муж и жена, хоть и бывшие.

Суд признал «иную зависимость»

На основании Постановления АС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2017г. №Ф02-7748/2016 суд признал организации взаимозависимыми, и обязал компанию «Новую» заплатить налоговые долги компании «Должника». Суд установил согласованность действий этих двух компаний по переводу бизнеса и уклонению от уплаты налогов «Должника», напомнив в очередной раз про «иную зависимость»:

«Используемое в п.2 ст.45 НК РФ понятие «иной зависимости» между налогоплательщиком и лицом, к которому предъявлено требование о взыскании налоговой задолженности, имеет самостоятельное значение и должно толковаться с учетом цели данной нормы – противодействие избежанию налогообложения в тех исключительных случаях, когда действия налогоплательщика и других лиц носят согласованный (зависимый друг от друга) характер и приводят к невозможности исполнения обязанности по уплате налогов их плательщиком, в том числе при отсутствии взаимозависимости, предусмотренной ст.105.1 НК РФ . Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от 16 сентября 2016 года № 305-КГ16-6003 по делу № А40-77894/2015 ».

Итак, какие ошибки допустила компания «Должник» во взаимоотношениях с компанией «Новая»? И возможно ли «безболезненно» перевести активы в «независимую» компанию и избежать обвинений от п.2 ст.45 НК РФ ?

Наталья Брылева

Юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

    Уважаемые бизнесмены! Если появилась необходимость в переводе оборотов на другую компанию, продумывайте каждый шаг. В противном случае, очень трудно доказать налоговикам и суду, что перевод деятельности в новую компанию не был преднамеренным.

    В частности, в добавление к вышеуказанным признакам намеренного перевода бизнеса, приведу еще несколько:

  • Не переводите повально всех сотрудников в новую компанию, они самостоятельно должны уволиться и проявить желание устроиться в другую компанию. Поднимите им з/п, хоть самую малость, чтобы у работников была мотивация и обоснование перейти в новую организацию. Замените банковские карты, примите персонал со стороны, чтобы не было идентичного состава, переименуйте должности. Конечно, чтобы были все приказы на увольнение и принятие на работу, заявления не одним днем. Позаботьтесь, чтобы ваши сотрудники не сказали: «Мой работодатель просто сказал, что меняется название компании»;
  • Конечно, будет очень здорово, если вы выберете другой адрес для регистрации компании, а перезаключенные договоры аренды будут иметь отличную стоимость аренды и условия;
  • Заключение новых договоров с контрагентами тоже должны иметь привлекательные условия поставки, например, другой срок, способ доставки. Продумайте основания расторжения предыдущего договора (скорее всего нужно будет выплатить неустойку), этапность заключения новых договоров (взаимодействие с менеджерами, то есть заключение договора с нуля);
  • Сайт – проблема многих бизнесменов. Закройте старый сайт и откройте новый. Наполняйте его другим контентом, не делайте ссылки на ваших компаньонов до того, как заключите с ними новые договора;
  • Также желательно, чтобы состав учредителей изменился или сменился генеральный директор;
  • Перевод имущества на ИП или другую организацию обоснуйте долговыми обязательствами или выплатой дивидендов (на самом деле, за год до проверки такой вывод имущества может быть признан – с целью вывода имущества, за счет которого может быть взыскана недоимка по налогам). Поэтому, нужно быть очень аккуратными;
  • Ну и технические шаги: не делайте идентичный устав, приказы – разработайте новые формы, измените структуру. А лучше – выстройте ее правильно с самого начала деятельности новой компании.
  • (Visited 46 times, 1 visits today)

    Автор публикации

    (Пока оценок нет)

    Олег Сырочев

    2017-03-07 12:38:15

    Переводите все в потребительские кооперативы в неделимый фонд. ни один фискал не сможет укусить!

    2017-03-08 13:06:25

    ООО «Группа Ладога» предъявлены налоговые претензии на 727 млн руб. Как следует из материалов петербургского арбитража, суд наложил арест на имущество, продукцию и оборудование компании на сумму, эквивалентную размеру претензий. С заявлением о взыскании с ООО «Группа Ладога» долгов в суд обратилась Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Санкт-Петербургу. Из материалов арбитража следует, что основанием для претензий стало то, что созданное в 2014 году ООО «Группа Ладога», по мнению налоговиков, аффилировано с обанкротившимся ОАО «Промышленная группа «Ладога». Ранее налоговое ведомство обвинило ОАО «Промышленная группа «Ладога» в уклонении от уплаты налогов на сумму 465 млн руб., что в итоге привело к банкротству компании. Петербургский завод новой «Группы Ладога» открылся на площадке обанкротившегося предприятия. Представитель ОАО «ПГ «Ладога» ранее утверждал, что две компании никак не связаны друг с другом. Однако, как установила ФНС, после банкротства в «Группу Ладога» перешло 142 сотрудника из ОАО «ПГ «Ладога», что составило 99% штата вновь созданной компании. «На основании анализа сведений справок о доходах 2-НДФЛ полученных сотрудниками в 2014 году в указанных организациях, можно сделать вывод о том, что все работники прекратили свою деятельность в ОАО «ПГ Ладога» одновременно и одновременно (на следующий день) были приняты на работу в ООО «Группа Ладога», говорится в материалах арбитража. На этом основании ФНС требует взыскать с ООО «Группа Ладога» налоговые долги ОАО «ПГ «Ладога». Арест на имущество компании наложен в качестве обеспечительной меры. По данным kartoteka.ru, выручка ООО «Группа Ладога» за 2015 год составила 3 млрд руб., чистая прибыль составила 35,4 млн руб., то есть значительно меньше суммы предъявленных компании претензий. Впрочем, как сообщили РБК Петербург в пресс-службе компании «Ладога Дистрибьюшен», которой принадлежат права на все бренды «Группы Ладога» (в том числе водки «Царская Золотая», «Царская Оригинальная», «Зверь» и др.), остановка завода не приведет к исчезновению продукции с прилавков. «ООО «Группа Ладога» является одним из почти 100 поставщиков продукции в портфель нашей компании. Товарные запасы по наименованиям, поставляемым данным производителем, сформированы на складе в объеме достаточном для обеспечения запросов наших клиентов на протяжении как минимум года. В компании уверены, что данного срока более чем хватит для решения поставщиком недоразумения», — говорится в ответе пресс-службы.

Ситуация. Выездная проверка вот-вот нагрянет. Вам есть, что скрывать: «проблемные места» по НДС, налогу на прибыль, «серые» связи… Расплата за не совсем удачную «оптимизацию налогов» в прошлом уже приближается.

Что делать? Вас озаряет популярное решение: вы решаетесь на перевод деятельности/активов в другую компанию. А вдруг прокатит?

И здесь, только ленивый налоговик не нароет доказательств взаимозависимости и не начислит вашей «компании-спасительнице» по полной программе. Но, может быть, существуют «дыры» в Налоговом законодательстве, за которые можно зацепиться и избежать доначислений по пп.2 п.2 ст.45 НК РФ? Либо есть способ «грамотного» перевода деятельности, при котором сотрудники фискальной службы при всем желании не смогут доначислить «соседу»?

Сначала докажите взаимозависимость, а потом взыскивайте!

Сотрудники фискальной службы решили взыскать налоговые долги компании «Должник» с компании «Новая» на основании пп.2 п.2 ст.45 НК РФ. Однако, компания «Новая» посчитала, что инспекция «запрыгнула» вперед, поскольку для начала налоговики должны были в судебном порядке доказать взаимозависимость компаний в соответствии со ст. 20 НК РФ. И уже, исходя из вынесенного решения, совершать следующий шаг по взысканию недоимок, пеней и штрафов.

  • Нет доказательств поступлений на счет компании «Новая» от реализации товаров/работ/услуг компании «Должник», а также передачи имущества и обязательств;
  • Компания «Новая» ведет самостоятельную деятельность, и вообще не имеет ничего общего с бизнесом «Должника»;
  • Компании находятся по разным адресам;
  • Представители защиты компании «Новая» указали: в НК РФ не прописано, что перевод бизнеса на другое юрлицо - основание для взыскания долгов по налоговым обязательствам с этого юрлица.

Компании связали 10,8 млн руб., контрагенты и «супружеские» узы

Но налоговики стояли на своем. Факт взаимозависимости налицо. Поэтому именно компания «Новая» должна отвечать по налоговым долгам «Должника». Основанием для доначислений послужили следующие признаки:

  • После проведения выездной проверки компания «Должник» перевела весь «бизнес» на компанию «Новая», а именно денежные средства в размере более 10,8 млн руб.;
  • С покупателями и поставщиками компании «Должник» все договоры были перезаключены на компанию «Новая», о чем было прописано в дополнительных соглашениях;
  • Собственники компании «Должник» и «Новая» по-особому «связаны»: они муж и жена, хоть и бывшие.

Суд признал «иную зависимость»

На основании Постановления АС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2017г. №Ф02-7748/2016 суд признал организации взаимозависимыми, и обязал компанию «Новую» заплатить налоговые долги компании «Должника». Суд установил согласованность действий этих двух компаний по переводу бизнеса и уклонению от уплаты налогов «Должника», напомнив в очередной раз про «иную зависимость»:

«Используемое в п.2 ст.45 НК РФ понятие «иной зависимости» между налогоплательщиком и лицом, к которому предъявлено требование о взыскании налоговой задолженности, имеет самостоятельное значение и должно толковаться с учетом цели данной нормы - противодействие избежанию налогообложения в тех исключительных случаях, когда действия налогоплательщика и других лиц носят согласованный (зависимый друг от друга) характер и приводят к невозможности исполнения обязанности по уплате налогов их плательщиком, в том числе при отсутствии взаимозависимости, предусмотренной ст.105.1 НК РФ . Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от 16 сентября 2016 года № 305-КГ16-6003 по делу № А40-77894/2015 ».

Итак, какие ошибки допустила компания «Должник» во взаимоотношениях с компанией «Новая»? И возможно ли «безболезненно» перевести активы в «независимую» компанию и избежать обвинений от п.2 ст.45 НК РФ ?

Наталья Брылева

Юрист и налоговый консультант «Туров и партнеры»:

    Уважаемые бизнесмены! Если появилась необходимость в переводе оборотов на другую компанию, продумывайте каждый шаг. В противном случае, очень трудно доказать налоговикам и суду, что перевод деятельности в новую компанию не был преднамеренным.

    В частности, в добавление к вышеуказанным признакам намеренного перевода бизнеса, приведу еще несколько:

  • Не переводите повально всех сотрудников в новую компанию, они самостоятельно должны уволиться и проявить желание устроиться в другую компанию. Поднимите им з/п, хоть самую малость, чтобы у работников была мотивация и обоснование перейти в новую организацию. Замените банковские карты, примите персонал со стороны, чтобы не было идентичного состава, переименуйте должности. Конечно, чтобы были все приказы на увольнение и принятие на работу, заявления не одним днем. Позаботьтесь, чтобы ваши сотрудники не сказали: «Мой работодатель просто сказал, что меняется название компании»;
  • Конечно, будет очень здорово, если вы выберете другой адрес для регистрации компании, а перезаключенные договоры аренды будут иметь отличную стоимость аренды и условия;
  • Заключение новых договоров с контрагентами тоже должны иметь привлекательные условия поставки, например, другой срок, способ доставки. Продумайте основания расторжения предыдущего договора (скорее всего нужно будет выплатить неустойку), этапность заключения новых договоров (взаимодействие с менеджерами, то есть заключение договора с нуля);
  • Сайт - проблема многих бизнесменов. Закройте старый сайт и откройте новый. Наполняйте его другим контентом, не делайте ссылки на ваших компаньонов до того, как заключите с ними новые договора;
  • Также желательно, чтобы состав учредителей изменился или сменился генеральный директор;
  • Перевод имущества на ИП или другую организацию обоснуйте долговыми обязательствами или выплатой дивидендов (на самом деле, за год до проверки такой вывод имущества может быть признан - с целью вывода имущества, за счет которого может быть взыскана недоимка по налогам). Поэтому, нужно быть очень аккуратными;
  • Ну и технические шаги: не делайте идентичный устав, приказы - разработайте новые формы, измените структуру. А лучше - выстройте ее правильно с самого начала деятельности новой компании.

Статья 45.1. Единый налоговый платеж физического лица

1. Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в соответствии с пунктом 6 статьи 228 настоящего Кодекса, транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.

2. Уплата единого налогового платежа физического лица может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. При этом иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа физического лица.

3. Единый налоговый платеж физического лица перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика - физического лица (месту пребывания - при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика - физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

4. Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика - физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам.

Решение о зачете суммы единого налогового платежа физического лица принимается налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту пребывания - при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика - физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - налоговым органом по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

5. Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется в счет предстоящих платежей налогоплательщика - физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, не позднее десяти дней со дня направления этому лицу налогового уведомления по таким налогам или со дня поступления единого налогового платежа физического лица в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства после направления указанному лицу налогового уведомления, но не позднее установленных сроков уплаты таких налогов последовательно начиная с меньшей суммы налога, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей статьи.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику - физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня его принятия.

6. При наличии у налогоплательщика - физического лица недоимки по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам зачет суммы единого налогового платежа физического лица в счет уплаты таких недоимки и (или) задолженности осуществляется не позднее десяти дней со дня поступления единого налогового платежа физического лица в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику - физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня его принятия.

В случае, если на дату принятия налоговым органом решения о таком зачете остаток денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, меньше общей суммы указанных в абзаце первом настоящего пункта недоимки и (или) задолженности, зачет осуществляется последовательно начиная с недоимки с меньшей суммой. В случае отсутствия недоимки по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, зачет осуществляется последовательно начиная с задолженности по пеням с меньшей суммой, а в случае отсутствия задолженности по пеням - начиная с задолженности по процентам, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса, с меньшей суммой.

7. Налогоплательщик - физическое лицо имеет право на возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, по которым налоговым органом не принято решение о зачете в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей статьи.

Возврат указанных в абзаце первом настоящего пункта денежных средств в пределах их остатка осуществляется налоговым органом, указанным в пункте 4 настоящей статьи, по заявлению налогоплательщика - физического лица на основании решения налогового органа в течение одного месяца со дня получения такого заявления.

Решение о возврате (об отказе в осуществлении возврата) денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления.

До истечения срока принятия решения о возврате поручение на возврат денежных средств, оформленное на основании такого решения налогового органа, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику - физическому лицу о принятом решении в течение пяти дней со дня принятия такого решения.

8. В случае, если возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 7 настоящей статьи, налоговым органом на сумму остатка денежных средств, которая не возвращена физическому лицу в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате этому физическому лицу, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

9. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных физическому лицу денежных средств.

10. В случае, если предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику - физическому лицу не в полном объеме, налоговый орган принимает решение об уплате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата этому лицу сумм денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных указанному лицу денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на уплату оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа об уплате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

11. Уплата единого налогового платежа физического лица, зачет и (или) возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, и уплата физическому лицу начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов производятся в валюте Российской Федерации.

После истечения срока уплаты по требованию об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (далее – требование об уплате налога) налоговый орган формирует список налогоплательщиков, у которых открыт лицевой счет для учета операций по исполнению бюджета, и имеющих задолженность по обязательным платежам более 5 млн. рублей , непогашенную после направления требования об уплате налога, для взыскания задолженности в судебном порядке в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Кодекса .

В целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведенной налоговой проверки, числящейся более трех месяцев:

  • за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий);
  • за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
  • за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), - с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества основному (преобладающему, участвующему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки;
  • за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), - с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества зависимому (дочернему) обществу (предприятию) и если такая передача привела к невозможности взыскания указанной недоимки.

Если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что выручка за реализуемые товары (работы, услуги) поступает на счета нескольких организаций или если с момента, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки, произошла передача денежных средств, иного имущества нескольким основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), взыскание недоимки производится с соответствующих организаций пропорционально доле поступившей им выручки за реализуемые товары (работы, услуги), доле переданных денежных средств, стоимости иного имущества.

Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям) были произведены через совокупность взаимосвязанных операций, в том числе в случае, если участники указанных операций не являются основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями).

Положения настоящего подпункта также применяются, если налоговым органом в указанных случаях будет установлено, что перечисление выручки за реализуемые товары (работы, услуги), передача денежных средств, иного имущества производятся организациям, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка.

При применении положений настоящего подпункта взыскание может производиться в пределах поступившей основным (преобладающим, участвующим) обществам (предприятиям), зависимым (дочерним) обществам (предприятиям), организациям, признанным судом иным образом зависимыми с налогоплательщиком, за которым числится недоимка, выручки за реализуемые товары (работы, услуги), переданных денежных средств, иного имущества.

Стоимость имущества в указанных в настоящем подпункте случаях определяется как остаточная стоимость имущества, отраженная в бухгалтерском учете организации на момент, когда организация, за которой числится недоимка, узнала или должна была узнать о назначении выездной налоговой проверки или о начале проведения камеральной налоговой проверки.

Соответствующие материалы передаются в юридический отдел для взыскания задолженности в судебном порядке в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи Кодекса .

Не позднее 30 календарных дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику – организации (индивидуальному предпринимателю) в результате изменения юридической квалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика, соответствующие материалы передаются в юридический отдел для взыскания задолженности в судебном порядке в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи Кодекса .

Квалификация налоговым органом сделки мнимой (притворной), заключенной между налогоплательщиком и его контрагентами, возможно только по результатам проведения контрольных мероприятий.

Сделки, не соответствующие закону или иным правовым актам, мнимые и притворные сделки являются недействительными независимо от признания их таковыми судом в силу положений статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации .

При установлении в ходе налоговой проверки факта занижения налоговой базы вследствие неправильной юридической квалификации налогоплательщиком совершенных сделок и оценки налоговых последствий их исполнения налоговый орган, руководствуясь подпунктом 3 пункта 2 статьи Кодекса , вправе самостоятельно осуществить изменение юридической квалификации сделок, статуса и характера деятельности налогоплательщика и обратиться в суд с требованием о взыскании доначисленных налогов (начисленных пеней, штрафов).

Налоговый статус и характер деятельности налогоплательщика связан с переходом с одного режима налогообложения на другой, предусматривающий возникновение у налогоплательщика иных прав и обязанностей по исчислению налогов.

С организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

(с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта 2001 г.)

и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

(с изменениями от 29 декабря 2000 г., 30 мая, 6, 7, 8 августа 2001 г.)

Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора

1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса.
Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.
Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:
1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;
2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.
2. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Приказом МНС РФ от 18 августа 2000 г. N БГ-3-18/297 определены меры по обеспечению принятия и реализации решений Комиссии МНС РФ по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов

Об оформлении платежных поручений на перечисление налоговых платежей см. приказ Минфина РФ и МНС РФ от 29 февраля 2000 г. NN 21н, АП-3-25/82

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
3. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

См. Порядок зачисления налогов и сборов в иностранной валюте на счета по учету доходов федерального бюджета и передачи органами федерального казначейства Минфина РФ налоговым органам информации о зачисленных суммах налогов и сборов в иностранной валюте, утвержденный приказом Минфина РФ и МНС РФ от 19 мая 2000 г. NN 52н, БГ-3-09/211

Письмом Минфина РФ и МНС РФ от 25 августа, 8 сентября 2000 г. NN 83н, БГ-6-09/723 разъяснено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в неденежной форме не допускается

4. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
5. Правила настоящей статьи применяются также в отношении сборов.

См. Письмо МНС РФ от 20 марта 2000 г. N АС-6-09/203 "О проведении расчетов по погашению задолженности за прошлые периоды по налогам и сборам"

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации в банках

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ, если на момент вступления в силу указанного Федерального закона десятидневный срок принятия решения о взыскании налога (сбора, пени) за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента, предусмотренный пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса, не истек, то указанный срок увеличивается до 60 дней

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
4. Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
5. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.
Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента.
Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.
6. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

Об очередности списания средств с банковского счета в 1999 году см. Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год"

7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.
9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора.
11. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании налогов и сборов таможенными органами.

Статья 47. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации

1. В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

См. Порядок взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденный приказом МНС РФ и Минюста РФ от 25 июля 2000 г. N ВГ-3-10/265/215

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации должно содержать:
фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;
наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, на чье имущество обращается взыскание;
резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации;
дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента-организации;
дату выдачи указанного постановления.
Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа.
3. Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.
4. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится последовательно в отношении:
наличных денежных средств;
имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
другого имущества.
5. В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации или налогового агента-организации за счет вырученных сумм.
6. Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации.
7. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.
8. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора за счет имущества плательщика сбора - организации.
9. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании налогов и сборов таможенными органами.