Памятники нубии от абу-симбел до филэ. Чем привлекает туристов Абу-Симбел? Абу симбеле

Храмы Абу-Симбела


Ансамбль Абу-Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.


Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее хорошо исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища.


Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создание подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой , была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены теми знаниями, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте, и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй.


При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.

Архитектура и достопримечательности Абу-Симбела


Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н.э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство - сначала в первый зал с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал и далее - в святилище.

В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах - владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны!

Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не только в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя, - восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных теней, отбрасываемых ими.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. В первом помещении храма посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.


Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников - белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов…

Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…


Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше». Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.

Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, которые выполнены в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут.


Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему освещающие их лучи солнца создают игру света и тени, усиливающую впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».

В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя богини Хатор в образе священной коровы. Перед ней - фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Храм Абу-Симбел, спасенный усилиями всего человечества от затопления, стал местом паломничества туристов со всего мира. Сегодня это находящееся в чудо древнеегипетского искусства одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел.


К югу от египетского города Асуан, в нескольких десятках километров от границы с Суданом, расположен памятник древности, уникальность которого неоспорима. Это комплекс из высеченных в скале двух древнеегипетских храмов Абу-Сибел. Сегодня они расположены на берегу огромного искусственного озера Насера, образовавшегося в результате строительства во второй половине прошлого столетия знаменитой своей масштабностью Асуанской плотины. Для Египта это была стройка века, которая включала и масштабные, единственные в истории «переселения» памятников древности на безопасное от воды место. Они демонтировались камень за камнем и осторожно перевозились на более высокое место. Самым крупным из перемещенных древностей был комплекс Абу-Симбел.

Сейчас никто не берется утверждать, по каким причинам многие века эти древние постройки были засыпаны песком, и долгое время были скрыты от глаз человечества. История открытия этих храмов случайна и относится к началу XIX столетия. Это была обыкновенная прогулка швейцарского путешественника и востоковеда Иоганна Буркхардта. Он бродил по песчаным ложбинам левобережья Нила, когда неожиданно увидел фрагменты огромных статуй, расположенных друг от друга на расстоянии 200 метров. В тот момент можно было понять, что они огромны, но определить позу статуй, стоят они или сидят, было нереально. С этого момента долгие годы различными экспедициями проводились археологические работы. И только к концу XIX века о найденных древностях Абу-Симбела узнали во всем мире.

Строительство и архитектура

Трудами историков сегодня известна хроника строительства этого комплекса. Относится оно к концу эпохи Нового Царства. Городок Абу-Симбел и храмы, построенные в округе, стали безмолвными очевидцами периода упадка культуры Древнего Египта. В XIII веке, в ознаменование победы при Кадеше над хеттами, египетский правитель Рамсес II Великий приказывает вырубить в песчаной скале два храма. Первый посвящен самому правителю – Большой Храм Рамсеса II, а второй – богине Хатор, образ которой он связывал со своей женой-красавицей Нефертари.

Вход в Большой храм выстроен не в традициях египетских сооружений-святилищ. Здесь отсутствует наос – специальное помещение, предназначенное для скульптурного изваяния Божества. А скульптуры Богов встречают посетителей сразу, с внешней стороны святилища. Двадцатиметровые статуи изображают самого Рамсеса II, восседающего на троне спиной к храму в окружении Богов: Ра-Гора, Амона-Ра и Птаха. Облаченные в церемониальные одежды с двойной короной на головах, они символизируют власть над всем могущественным государством Верхнего и Нижнего Египта. У подножия гигантов контрастируют по размерам изображения членов семьи правителя: мать, жена и дети фараона.

Из яркого, освещенного солнцем дня посетители попадают в полумрак внутренних залов, что создает ощущение кротости и повиновения. Внутренний план святилища состоит из четырех помещений, последовательно расположенных друг за другом. Первый зал доступен был для посещения простыми египтянами, второй – для знати, третий – для жрецов, а в последний мог входить только сам фараон со свитой. Залы наполняют скульптурные изваяния фараона в образе Осириса, а стены расписаны батальными сценами походов Рамсеса Великого. Всё подчинено одной цели – обожествление и возвеличивание самого фараона.

Статуи-гиганты главного фасада храма были всегда видны издалека. Первые лучи солнечного света окрашивали фигуры колоссов в ярко-бурый цвет, и на фоне собственных черных гигантских теней, они выглядели устрашающе величественно.

Легенды

История главного храма комплекса Абу-Симбел окутана легендами и интересна своими оптическими неожиданностями. Экскурсоводы всегда рассказывают посетителям историю о «плачущих изваяниях». Говорят, что по сей день гиганты у входа в храм на рассвете издают звуки, напоминающие стон. В народе это считалось плачем по своим сыновьям. Ученые же нашли этому явлению вполне научное объяснение. С восходом солнца разница температур воздуха и песчаника резко увеличивается, и движение породы в трещинах происходит со странными звуками, похожими на скрежет. Но легенды позволяют изваяниям придать человеческий облик, а осознавать, что даже Божества могут плакать, куда понятнее простому человеку.

Самое удивительное, что особо привлекает паломников в Абу-Симбел, — это оптический эффект, происходящий в Большом храме, во время передвижения солнечного светила. Инженерная конструкция святилища продумана таким образом, что только два раза в год, в феврале и в октябре, солнечные лучи проникают внутрь храма. Продвигаясь по анфиладе залов, солнечный свет проникает в самый дальний зал, где заливает сиянием лицо статуи Рамсеса, оставляя во мраке статую Птаха, властелина подземного царства. Именно в эти дни наплыв посетителей храма возрастает в разы.

Буквально в 100 метрах от храма Рамсеса расположен Малый храм. Его возведение было посвящено богине Хатор – мифологическому божеству неба, женственности и веселья, олицетворяющей образ супруги фараона Нефертари. Скромность и меньшая масштабность, по сравнению с главным сооружением, нисколько не умаляют интереса к нему. Здесь фасад представляют шесть огромных статуй в полный рост, а расположение их в огромных нишах и игра света и тени придают им большую монументальность. Минуя вход, посетители попадают в темный колонный зал, ведущий к святилищу. В святая святых хранится изваяние священной коровы – образ богини Хатор. Перед статуей изображение Рамсеса Великого. Такое расположение образов символизировало защиту и покровительство богини для правителя.

Говоря о сегодняшнем историческом комплексе Абу-Симбел, нельзя не сказать о том, что он является и памятником невообразимых усилий, предпринятых для его спасения волонтерами из многих стран. Миллионы путешественников сегодня имеют возможность прикоснуться к еще одному артефакту древней цивилизации Египта. А учитывая удаленность расположения храмов от Каира (более 1200 км), понять и оценить мощь и размеры древней империи.

Как добраться

Раньше в Нубийский район Египта можно было добраться только самолетом (до ближайшего города Асуан). Но сегодня сюда регулярно приезжают экскурсионные автобусы, сменяя друг за другом группы туристов. Для путешественников, планирующих свою поездку самостоятельно, разумнее будет приехать на один-два дня в Асуан. Из Асуана поездка в Абу-Симбел будет менее утомительной. Преодолеть нужно будет около 250 км. И в этом случае появиться возможность увидеть своими глазами и знаменитую Асуанскую плотину с красивейшим водохранилищем, посетить остров Филе, остров-сад Китченера, храм Калабша, построенный в I веке до н.э. и мавзолей Ага-Хана.

Если вы до сих пор не смогли определиться, что выбрать: Египет или Турция , рекомендуем прочитать нашу статью.

Абу-Симбел – это небольшая деревушка, что расположилась не далеко от границы с Суданом. Маленький населенный пункт, который приглашает тысячные потоки туристов для осмотра двух величественных храмов времен фараона Рамзеса II. Храмы считаются одними из главных достопримечательностей древнеегипетской культуры, что датируется 1244 годом до нашей эры.

Спустя тысячелетия после их постройки, ансамбль храмов был почти полностью засыпан песком пустыни Сахары и на протяжении многих веков они были укрыты его слоем. Лишь в 1813 году, благодаря археологическим раскопкам, величественные строения фараона Рамзеса II были обнаружены.

Раскопки археологов

История нам рассказывает, что в 19 веке швейцарский ученый Буркхард начал внимательно изучать храмы богини любви, танцев и пиршеств – Хатор. Именно он обнаружил несколько голов, торчащих из-под песчаных завалов. Исследователь сообщил о своей находке и, к огромному недовольству египетских шейхов, около пяти экспедиций выдвинулись на раскопки статуй. Только через пару лет с момента находки им разрешено было начать раскопки и изучать найденную древность.



В миг, когда экспедиторы во главе с первооткрывателем Бельцони добрались-таки до главных ворот в храм, они прошли все расположенные там комнаты и простукали все ниши и простенки. Осмотр не дал никаких результатов, и они решили, что храм был опустошен еще задолго до их прихода.

Спустя три года к началу раскопок явились другие экспедиторы, они освободили от песка первую статую, где и обнаружили дату постройки храма Абу-Симбел. Затем по мере расчистки территории археологи обнаружили больше информации об архитектурном строении и его строителях. Также археологи точно подметили, что египтяне точно и грамотно подобрали место, где будет располагатся храм. Он был построен так, чтобы первый солнечный луч, в день рожденья Рамзеса и в день его коронации, освещал его корону.

Угроза затопления древних строений

Но в 60-х годах нашей эры комплекс храмов в Абу-Симбеле возрастом более 3000 лет был на гране уничтожения путем затопления. Им грозил риск полного исчезновения, появившийся в ходе строительства Асуанской плотины.



ЮНЕСКО отнеслись к этому очень серьезно и приложили все усилия, чтобы сохранить культурное наследие египетского народа. При содействии еще пятидесяти стран ЮНЕСКО добились своего и буквально перенесли храмы на новое место.



Во избежание затопления исторической постройки, её разобрали на блоки и перемещали на почти двести километров дальше от реки. Работники резали на кусочки храм и перевозили фрагменты, а затем как большой конструктор собирали его заново. Храм был распилен на 1036 блоков, весом от 5 до 20 тонн, все блоки пронумеровали и возвели на новом месте.



Такая работа продолжалась на протяжении почти четырех лет. Все до самой мелкой песчаной детали часть за частью как мозаика было в точности перенесено в более безопасное место для храма, а рядом также был перенесен и установлен малый храм жены фараона Рамзеса. Данным образом, храм был спасен от затопления, а проделанная работа считается уникальной и одной из масштабнейших во всем мире.

Храмовый комплекс Абу-Симбел

Что представляет собой храм? Сам по себе храм огромный. Он состоит из двух залов: Большого и Малого. Комплекс храмов был построен в трещинах скалы, а при использовании песчаника древние египтяне применили окись железа, который охранял храмы от повреждений времени.

Большой храм

При построении храмов строители распланировали все настолько удивительно точно - фигуры (статуи) идеально симметричные. На входе в Большой храм встречают туристов четыре двадцатиметровые статуи фараона Рамсеса II. Вес одной такой статуи приблизительно 1200 тон. Они идентичны, что удивляет каждого, ведь это невероятно захватывающее зрелище, которое, по мнению большинства попросту невозможно.

Легенда гласит, что один из образов фараона «поет» утром каждого дня. Ученые раскрыли секрет таких звуков. Они объяснили это тем, что ночи в пустыне очень холодные, а дневная жара появляется быстро. Из-за такого резкого перепада температуры каменные треснувшие стены внезапно расширяются и издают такие волнующие звуки.

Внизу статуй фараона разместилась его семья в числе 111-ти сыновей и 67-ми дочерей.

Внутри храм поражает своей красотой и невероятной архитектурной точностью еще больше. Восемь десятиметровых фигур расположились лицом друг к другу.



После увиденных фигур, кажется, что больше ничего удивительнее не найти в хаме, но следует только обратить взор на высоченные стены, как там можно заметить многочисленные рельефы и тексты, которые всячески восхваляют своего правителя. В небольших кладовых по бокам сохранились ларцы для всевозможных животных, а подле них стоят столы для жертвоприношений.

Свою обитель Рамзес разделил с тремя египетскими богами: Ра, Амон, Птах. Сам Рамзес выдвинул себя среди них равным. Именно в этот зал два раза в год 22 февраля и 22 октября (самые значимые дни в жизни фараона – день восхода на престол и день его рождения) происходит удивительное светопредставление в помещениях храма, почти весь год погруженных в полумрак.

Утреннее солнце проникает в темноту зала и озаряет лик фараона, вследствие чего его глаза начинают сиять благодаря рубинам, что является еще одним неповторимым чудом храма.

Сияние солнца в эти два дня также на несколько минут пронизывает все залы храма и освещает статуи богов Амона и Ра, лишь Птах – бог подземного царства по-прежнему остаётся в тени.



Точность звездочетов и конструкторов данного архитектурного строения просто шокирует, ведь строению около 35 веков, и естественно тогда не было никакой техники, которая смогла бы высчитать все до миллиметров, как можно было сделать это вручную - чтобы солнце попадало именно туда куда нужно и именно в конкретные два дня каждого года? Из-за этого храм становится все более неповторимым. Поэтому именно в эти два дня в году возле храма собирается неимоверное количество туристов.



В древности египтяне верили, что Рамзес является им. Приходя молиться в большой храм Абу-Симбел, они лицезрели диво в момент, когда верховнослужитель произносили святые слова, которыми призывал луч солнца. Луч являлся, прорезал мрак и проявлял лик Рамзеса II.

Потолок храма олицетворяет мужество и справедливость этого правителя. Солнечные диски и две жуткие кобры стали символом кары всех преступников во владениях фараона, а перья богини правосудия делали эту кару заслуженной.

В большом храме есть четыре зала которые предназначались одной из каких-то ячеек общества. Первый предназначался для любого крестьянина, второй – для знати, третий – для жрецов, а четвертый и последний предназначен только для одного лишь Рамзеса и его близких.

Каждая надпись в храме Абу-Симбел, каждая скульптура, каждая роспись олицетворяет и рассказывает посетителям о насыщенной жизни и кровавых военных подвигах фараона.



Прославлялась вся империя фараона. А она была огромной - за все время своего властвования, а оно длилось довольно долго до 89 года жизни фараона (если точнее правил он 66 лет) он завоевал одиннадцать царств.

Рамзес был мудрым, справедливым и могущественным за что и любили его египтяне и поклонялись ему как богу. При нем в Египте было построено еще несколько больших архитектурных строений, но храмы Абу-Симбел считаются самыми значимыми и самыми лучшими.

Малый храм

Фараон Рамзес решил увековечить память не только о себе, но и о своей первой, неповторимой и самой любимой красавице жене Нефертари. В то время она считалась самой красивой женщиной на земле и о ее красоте сложена не одна легенда. Ее внешность также поднимала авторитет ее мужа. Их семью почитали и уважали во всех владениях фараона и за их пределами. Из-за такого отношения фараон решил объявить и себя и свою возлюбленную жену богами.

Малый храм в сравнении с большим довольно скромный и аккуратный. Изначально он был посвящен богине Хатор, но могущественный повелитель решил разделить его между богиней и своей красавицей женой. По его приказу египетские мастера и рабочие на входе поставили шесть величественных фигур Рамзеса, а между ними поставили статуи его жены Нефертари, в знак вечной любви и преданности фараона своей жене.



Над ними выдвинут массивный козырек, а в шести врезках, в которых расположились образы фараона и его жены, вырезаны хвалебные надписи в честь Рамзеса, Нефертари и других богов. Внутри же храма практически все было изменено, ведь храм принадлежал богине Хатор, многие надписи и рисунки вырубали, а на их место нанесли образ светлой и трогательной Нефертари.

Древний Египет полон тайн и загадок и главная из них остается неразгаданной и по сей день - никто до сих пор не может понять, как такие же громадные строения и скульптуры смогли построить крестьяне, как с невероятной точностью можно сделать двацатиметровые фигуры без единой ошибки и с идеальным портретным сходством?

Монументальные храмы Рамзеса II в Абу-Симбеле и поныне величественно напоминают всем о победах египетского фараона и о его любви к своей несравненной царице Нефертари.

(араб. أبو سمبل; англ. Abu Simbel temples)

Объект ЮНЕСКО

Часы работы: ежедневно с 6.00 до 17.00.

Как добраться: до Абу-Симбел, проще всего, добраться из Асуана, надо сесть на автобус (ехать около 3-ёх часов). Чтобы попасть на этот автобус (он ежедневно совершает по этому рейсу около 5 поездок), нужно доехать до автовокзала в Асуане, на севере города.

До Абу-Симбел можно добраться и на круизном кораблике по Нилу, самостоятельно или в составе экскурсий. Также, экскурсионные туры по Нилу проводятся из Луксора и Каира (занимают несколько дней).

Из Луксора можно добраться по железной дороге до Асуана (ежедневно ходят поезда со спальными вагонами), а далее из Асуана до Абу-Симбел на автобусе. Можно до Абу-Симбел добраться и из Хургады на автобусе. Но, дорога длинная и утомительная, придётся провести в пути не менее 13-ти часов в одну сторону.

Вариант с арендой автомобиля до Абу-Симбел – невозможен. С появлением правил о конвоях в Египте, иностранцы могут передвигаться по этой дороге, исключительно, в составе конвоя. Кроме того, иностранца на автомобиле не пропустят через блок-посты.

Абу-Симбел – это скала на западном берегу Нила, примерно, в 300 км от Асуана, в сердце нубийской территории, почти, на границе с Суданом. Именно здесь находится самая красивая и грандиозная постройка величайшего египетского фараона – два удивительных храмовых комплекса, вырезанных прямо в скале.

Храмы Абу-Симбел были посвящены трём египетским богам – Амону-Ра, Хармакису и Птаху. Но, на самом деле версий постройки этих храмов великое множество. Одни предполагают, что эти храмы были воздвигнуты, исключительно, для прославления в веках его строителя – фараона Рамсеса II Великого. Другие утверждают, что храмы были построены в честь победы фараона над хеттами и его необыкновенной любви к своей единственной жене – красавице Нефертари.


Версий много, но суть одна – Храмы Абу-Симбел претворяют в жизнь самые смелые фантазии архитекторов. Они уступают Египетским пирамидам по древности, но по красоте и интересу со стороны туристов, скорее превосходят. Это самые знаменитые и масштабные нубийские храмы.


Храмы вырублены в скале из мелкозернистого песчаника. Один из храмов, большой, воздвигнутый в честь самого царя Рамсеса II, другой, малый, был воздвигнут в честь его жены, царицы Нефертари. Оба храма гармонично вписываются в окружающий ландшафт и смотрятся, как единый архитектурный ансамбль.


Большой Храм Абу-Симбел производит самое сильно впечатление. Колоннами фасаду служат четыре исполинских статуи фараона, изображённого сидящим на троне. Высота этих статуй около 20 метров (!!!), а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Громадные статуи Рамсеса II издалека видны всем плывущим по Нилу. Над фасадом высечен орнамент в виде обезьян, которых насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра (!).


Вход в Большой Храм Абу-Симбел ориентирован на восток. Войдя в храм, посетители оказываются погружёнными во тьму зала, который предшествует святилищу. В первом помещении храма посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Примечательно, что лица статуй богов копируют изображения лиц царственной семьи.


В Большом Храме Абу-Симбел хорошо сохранились исторические изображения и надписи, на которых изображён фараон, поклоняющийся самому себе, как божественный образ, которому поклоняется фараон-человек. Интересен сюжет рельефа, в котором фараон Рамсес II повергает толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, и безжалостно убивает их перед богами. Композиция подчинена сложной ритуальной символике.


Весь год помещения храма погружены в полумрак, но два раза в год (22 февраля – в день рождения фараона и 22 октября – в день его коронации), на рассвете, лучи солнца разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамсеса II. Солнечный луч на несколько минут задерживается на его лице, и в эти минуты каменное лицо фараона словно озаряет улыбка…


В эти дни в Большом Храме Абу-Симбел собирается до несколько тысяч (!) человек, чтобы собственными глазами увидеть удивительный оптический эффект, полученный в результате точнейших расчётов древнеегипетских звездочётов и жрецов, спроектировавших храм 33 века тому назад (!!!) так, что луч солнца светит точно на лицо фараона Рамсеса II.


Интересен и тот факт, что статуя Птаха никогда не освещается солнечными лучами. И, действительно, Птах, это – Бог Тьмы, поэтому, он всегда в тени.


Рамсес II, яро заботившийся о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим храмом, другой храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 метров), посвящённый своей супруге Нефертари. Надо сказать, что ранее в Египте, ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, и только жена Рамсеса II удостоилась этой чести.


Малый Храм Абу-Симбел находится, всего, в 100 метрах к северу от Большого Храма и посвящён он богине Неба – Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II – Нефертари. Он значительно проще и скромнее Большого храма, и состоит из колонного зала и святилища с тремя нишами.


Фасад Малого храма украшают шесть статуй, высеченных горельефом. С каждой стороны расположены по два изображения царя и по одному – царицы. Скульптуры стоят в глубоких затенённых нишах, из-за чего, в лучах солнца создаётся игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур.


На одной из колонн Малого Храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари». Внутри Малого храма, в центральной нише, стояла статуя богини Хатор, в образе священной коровы.


Храмы Абу-Симбел пережили много за свои долгие века. В 1960 году власти Египта начали строительство плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление.

Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника. В результате решили разобрать храмы по частям и перенести их на более высокое место. Процесс переноса храмов занял 4 года – с 1964 по 1968 год.


Храмы были распилены на 1 036 блоков, каждый весом от 5 до 20 тонн, пронумерованы, перевезены и собраны на новом месте, в 200 метрах дальше от реки. Также, сюда привезли 1 112 блоков, вырезанных из скал, которые окружали храмы. В просверленные, в блоках, отверстия, закачали смолистый состав для укрепления структуры камня. Храмы были воспроизведены с точностью до малейших деталей на новом месте.


Исследователи, тщательно изучавшие Храмы Абу-Симбел, в процессе распиливания и их переноса, заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте, а самые твёрдые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй.


Спасённые усилиями всего человечества от затопления, Храмы Абу-Симбел одновременно являются и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран. Президент Египта Анвар Садат сказал по этому поводу: «Народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями». Спасение Абу-Симбел – это самый дорогой проект ЮНЕСКО за всё время существования организации.

Храмы Абу-Симбел – чудо древнеегипетского искусства, один из самых красивых архитектурных шедевров своего времени. Мастерство и грация, хрупкость форм и мощь объёмов – это поистине шедевр пустыни и место паломничества туристов со всего мира. Увидеть Абу-Симбел должен каждый, хотя бы раз в жизни….

Туры в Египет спецпредложения дня

В 280 километрах к югу от Асуана на границе с Суданом находится храм Абу-Симбел. Вплоть до XIX века было распространено искаженное название «Ибсамбул». Это архитектурное чудо Нижней Нубии высечено в скале Рамсесом II и утверждает его величие.

Строительство храмов в скале Абу-Симбела было начато при Рамсесе II. Величайший из фараонов XIX династии (1314 - 1200 гг. до н.э.) правил долиной Нила в течение семидесяти семи лет. Его называют завоевателем и просветителем, за время его правления были возведены многие грандиозные архитектурные сооружения Древнего Египта. Главным его шедевром по праву считается Абу-Симбел, строительство которого Рамсес II задумал в самом начале своего правления.

Открытие храма Абу-Симбел

Абу-Симбел находится на левом берегу Нила примерно в 850 километрах от Каира, близ Второго порога и границы с суданской Нубией.

Величественные статуи Рамсеса II, охраняющие вход в храм Абу-Симбел, были обнаружены совершенно случайно. В 1813 году швейцарский востоковед и первопроходец Иоганн Людвиг Буркхардт наткнулся на это место, прогуливаясь по спускающейся вниз ложбине, засыпанной песком. «По счастливому случаю я продвинулся на несколько шагов дальше к югу, и моим глазам предстало то, что осталось от огромных статуй, высеченных в скале и расположенных в каких-то 200 метрах друг от друга. Они находились в глубине ниши, но, к сожалению, были практически полностью покрыты песком, который в этих местах сходит, подобно лавине». 22 марта 1813 года Бурк-хардт добавит к своему рассказу: «Мы даже не можем сказать, в какой позе находятся статуи, сидят они или стоят». Второй храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари, был построен неподалеку отсюда. В октябре 1815 года английский путешественник и антиквар Уильям Джон Бэнкс посетил Абу-Симбел и проник в Малый храм, в то время как Большой практически исчез под песками, и на поверхности виднелась лишь одна из четырех огромных статуй, украшающих фасад. В марте 1816 пьемонтский консул Дроветти побывал на этом месте, однако ему не удалось нанять достаточно работников для расчистки монумента, о которой так мечтал Бэнкс.

В следующем 1817 году исследователь и археолог Джованни Бельцони, действующий по поручению британского консула в Египте, предпринял попытку расчистить фасад Большого храма в Абу-Симбеле. Он сумел проникнуть внутрь храма через верхнюю часть портала. За 1818 и 1819 годы другая экспедиция вызволила из песка южного колосса и отчасти его соседа. Тогда археологи смогли наконец констатировать, что статуи Рамсеса сидят, а не стоят. К концу XIX века о красоте памятников Абу-Симбела заговорил весь мир. Многие знаменитые путешественники отправлялись в Египет, чтобы увидеть этот храм. Среди них были Жан-Франсуа Шампольон, Карл Рихард Лепсиус, Гюстав Флобер... Но лишь в 1910 году архитектор Алессандро Барсанти, работавший в Службе древностей Египта, воспользовался строительством Асуанской плотины и подъемом уровня воды, расчистил территорию храма вместе с северным святилищем, освободив украшающие его статуи, и, таким образом, завершил работы по спасению комплекса от песка.

Гиганты храма

На протяжении долгих тысячелетий песок и жар пустыни защищали уникальные скальные храмы Абу-Симбела и их гигантские статуи. Высеченные в скалах Ливийских гор между долиной Нила и бескрайней пустыней, статуи Рамсеса II, стерегущие вход в храмы, во все времена очаровывали археологов, рисовальщиков и живописцев. Четыре гиганта из монолитного песчаника, будто опирающиеся спиной на фасад храма, возвышаются над землей на 21 метр.

Это величественное обрамление входа в храм. Каждый колосс изображает восседающего на троне Рамсеса, увенчанного двойной короной пшент, надетой поверх немеса. У их ног находятся менее крупные статуи, изображающие царскую семью: царицу Нефертари, а также некоторых принцев и принцесс царской крови. Фараон представлен как верховный вождь Египта и настоящий земной бог. Лица статуй поражают неожиданной простотой. Высота лба составляет 59 сантиметров, длина носа - 98 сантиметров, рта - 1 метр 10 сантиметров, и наконец, ширина лица от одного уха до другого равняется 4 метрам 17 сантиметрам. Торс колоссов полностью обнажен, руки лежат на бедрах, а ноги стоят на земле. Такой позой Рамсес словно бы желает внушить народам Нубии страх и уважение. Тем не менее сами колоссы совершенно спокойны. Действительно, их лица выражают отрешение. Но в то же время за этим покоем чувствуется безжалостная сила, кроющаяся в них. Кажется, в любой момент они готовы обрушить свой гнев на непокорных или встать на защиту империи.

Внешний вид храма

Составляющий около 30 метров в высоту и 35 метров в ширину фасад храма высечен прямо в скале. Большой храм с четырьмя изображающими фараона колоссами при входе некогда был посвящен богу Амону-Ра. Он уходит на 60 метров вглубь скалы. Рядом с ним находится более скромный храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари. В этом малом храме находятся шесть двадцатиметровых статуй, изображающих Нефертари и самого фараона. Центральная лестница по обеим сторонам обрамлена террасой. С каждого края она украшена пятью статуями правителя, перемежающимися пятью статуями сокола Гора, символа фараона. Большая часть из этих двадцати статуй в настоящее время исчезла. Некоторые были перенесены, другие - разбиты на куски или раздавлены каменными блоками, упавшими со стен. Кроме того, в результате землетрясения, случившегося на 31 год правления Рамсеса II, южный колосс портала раздробил менее крупные статуи, расположенные у его ног. Круглый лепной орнамент тянется по северному и южному краю скалы. Он обрамляет длинную иероглифическую запись. Это краткая история правления фараона, которая повторяется и по обеим сторонам от центральной оси. Сверху выстраиваются в бесконечную цепочку картуши Рамсеса. Словом, над всем ансамблем довлеет образ фараона, и кажется, что изображения богов отсутствуют.

Тем не менее в небольшом углублении над порталом храма виднеется голова сокола, держащего диск Ра-Хорахти, бога восходящего солнца. Слева от него мы можем увидеть жезл с головой пса Усера, а справа - то, что осталось от статуэтки богини Маат. Если мы соединим слова Усер, Маат и Ра, то получим имя Рамсеса II. Таким образом, под видом изображения богов еще раз упоминается имя правителя. Это своего рода древний ребус. На стене справа и слева от фигуры Ра-Хорахти изображен Рамсес, приносящий в дар богу статуэтку Маат. Он так похож на бога солнца, что можно подумать, будто он совершает подношение самому себе. Именно Рамсес - настоящий бог, которому посвящен этот храм.

Внутри храма

Войдя в храм через довольно низкий портал, мы попадаем в пронаос, первое помещение площадью 18 на 16,69 метров. Отсюда можно пройти в восемь боковых залов, которые служили складами для предметов культа и жертвенных подношений.

Восемь статуй высотой 7 метров стоят в два ряда, четыре на севере и четыре на юге, лицом к лицу, напротив столбов с квадратным основанием. Рамсес изображён здесь с атрибутами Осириса - жезлом и плетью нехех. Несмотря на многообразие изображений религиозной тематики и картин приношения даров, именно военные сюжеты привлекают внимание в первую очередь.

Так, к примеру, на северной стене храма проиллюстрирована официальная версия битвы при Кадеше, основного эпизода войны Рамсеса с хеттскими завоевателями. Фараона сопровождают в сражении трое его сыновей, также стоящие на боевых колесницах. Перед ним располагается крепость, в которой отчаявшиеся люди умоляют фараона проявить милосердие.

На центральной сцене Рамсес изображен в момент убийства ливийского вождя. Фараон сражается, как простой пехотинец. Он замахивается копьём, которое сжимает в правой руке, а левой крепко держит руку противника, молящего о пощаде. Правой ногой владыка попирает другого умирающего ливийца, поверженного на землю. На последней створке красуется сцена триумфального возвращения фараона, величественно стоящего на своей колеснице. И наконец, на внутренней восточной стене, под двумя картинами жертвоприношений, с южной стороны расположены статуи восьми сыновей фараона, а с северной - девяти из его дочерей.

Как можно догадаться, отпрыски фараона присутствуют в зале трофеев неспроста. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть жизненную силу правителя и его плодовитость.

Потолок центрального нефа украшен царской символикой, в том числе, процессией больших грифов с распростертыми крыльями; они ведут нас в зал с четырьмя квадратными колоннами. На стенах гипостильного зала изображены сцены, на которых правитель предстает перед нами в сопровождении царицы Нефертари в момент отправления культа, в частности, поклоняющимся божественной ладье.

Вопреки традициям, в этом святилище отсутствует наос, предназначавшийся для хранения образа бога. Боги представлены в виде скульптур и располагаются в следующем порядке слева направо: Птах, Амон-Ра, Рамсес II и Ра-Гор. Таким образом, фараон изображен среди главных богов империи, он равен им. Зал ведёт в небольшое помещение, из которого три двери открывают путь к алтарю. Здесь в углублении стоят четыре статуи богов: Птаха из Мемфиса, Амона-Ра из Фив, Ра-Хорахти из Гелиополя и статуя самого фараона. Два раза в год, 20 февраля и 20 октября, солнечные лучи проникают сюда через анфиладу залов и заливают светом статуи святая святых храма.

Спасенный от вод

Храмы Абу-Симбела находятся примерно в 70 километрах от Второй асуанской плотины. Изначально располагавшийся на священных холмах Меха и Ибшек, нубийский шедевр Рамсеса был полностью разобран и перенесен на искусственную возвышенность для защиты от вод водохранилища Насер после возведения плотины в Асуане. Под эгидой ЮНЕСКО в период с 1963 по 1972 годы храмы были разделены на тысячи блоков (вес некоторых доходил до 30 тонн) и отстроены заново на площадке на 69 метров выше изначального места. Образовавшееся в 1964 году, после возведения Второй асуанской плотины, и занимающее 5000 квадратных километров водохранилище Насер стало причиной утраты части нубийского наследия.

Первооткрыватели храма

Только Джованни Баттисте Бельцони и его двум помощникам из военно-морского флота Англии - Ирби и Мэнгли - удалось очистить от песка доступ ко входу в храм Абу-Симбел всего за месяц работ. Именно так троица впервые проникла туда 1 августа 1817 года. Но путешественник был, скорее всего, разочарован своим открытием, так как не нашёл сокровищ, которые ожидал увидеть. Между тем он стал первым, кто смог полюбоваться красотой разноцветных барельефов, описывающих военные кампании Рамсеса II в Сирии, Ливии и Нубии, а также великолепными столбами гипостильного зала, покрытыми изображениями фараона. Чтобы увековечить событие и оставить след о своём открытии, Бельцони с друзьями высекают свои имена и дату находки на северной стене храма.