Вторичные половые признаки | Средние сроки (лет) |
Мальчики | |
Начало роста яичек и полового члена Начало активности предстательной железы Рост гортани Оволосение на лобке по женскому типу, дальнейший рост яичек и полового члена Уплотнение околососкового кружка, юношеская гинекомастия Начало изменения голоса Оволосение подмышечных впадин, пушок на верхней губе Пигментация мошонки, первая эякуляция Созревание сперматозоидов Начало роста волос на лице, теле, мужской тип оволосения на лобке Появление сперматозоидов Появление acne vulgaris Прекращение роста скелета | 10-11 лет 10 - 12 лет 11 – 12 лет 12 -13 лет 13 -14 лет 13 -15 лет 14 -15 лет 14 -15 лет 14 -17 лет 16 -17 лет 16 – 17 лет 16 -17 лет 17 -21 лет |
Гигиена детей.
Важно не только соблюдать правила личной гигиены, но и воспитывать у детей потребность в чистоте и своевременно формировать у ребенка гигиенические навыки.
Уход за кожей:
Ø Умывание
Ø Подмывание
Ø Гигиеническая ванна
Ø Туалет кожных складок
Ø Стрижку ногтей
Ø Туалет носа, ушей.
Чистить зубы с 2,5 – 3 лет.
Гигиеническая ванна
До 6 мес – ежедневно, t˚ воды 37˚С, продолжительность 5-7 мин;
С 6 мес до 1 года – через день, t˚ воды 36˚С продолжительность 5-7 мин;
До 2 лет – не менее 2 раз в неделю, продолжительность 8-10 мин;
Старше 2 лет - не менее 1 раза в неделю, продолжительность 10-20 мин.
(при ополаскивании ребенка t˚ воды на 1˚С ниже).
Одежда (нательное белье и легкое платье должны быть только из натуральных тканей).
Должна соответствовать:
Возрасту
Пропорциям тела.
При t˚ 20-22˚С головку ребенка не покрывают.
С 8- 9 месяцев – обувь с жестким задником и каблучком 0,5-1 см.
Высаживание на горшок – когда ребенок начинает самостоятельно сидеть (не должен пугать ребенка цветом, размером, должен быть теплым, не отвлекать игрушками). Высаживают ребенка на горшок после сна и в конце бодрствования, т.е. перед сном, держать на горшке более 10 мин не рекомендуется. К 1,5 годам навык опрятности – ходить в горшок, уже сформирован, но ещё не прочен, ребенок может оставаться сухим и чистым, если напоминать.
Формирование гигиенических навыков.
1-ый год жизни.
Уход за носом, ушами, глазами. Гигиенические ежедневные ванны. Одежда мягкая, удобная. Ползунки для детей, которые еще не ходят, если начал ходить, если начал ходить - надеть колготки и ботинки (рантовые для увеличения площади опоры с каблучком). Как научиться сидеть – приучать к высаживанию на горшок (не должен пугать ребенка цветом, размером, должен быть теплым, долго не сидеть, не отвлекать игрушками). При введении прикорма – формировать навык есть с ложки, пережевывая пищу, пить из чашки.
2 –ой год жизни.
Одежда не должна стеснять движений, дыхания и кровообращения. Должно быть минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет целесообразно надевать штанишки и кофточку, т. к. платье затрудняет ходьбу и ползание. После 1,5 лет на девочек надевают платья, которые не должны быть широкими и длинными.
Опрятная одежда стимулирует к аккуратности. К концу второго года дети знают большинство названий одежды, место её нахождения, последовательность одевания.
Обучать процессу умывания: засучить рукава, подойти к умывальнику, открыть кран, намылить руки и т. д.
Навык опрятности – ходить в горшок уже сформирован, но еще не прочен. Необходимо напоминать.
Пьет из чашки, пользуется ложкой, вытирается полотенцем.
3-ий год жизни.
Одежда, близко прилегающая к коже свободно должна пропускать воздух и проводить влагу (х/б ткани и шерстяной трикотаж) т.к. ребенок много двигается. Не рекомендуются излишние украшения и детали, застежка спереди, петли должны соответствовать размеру пуговиц. Совершенствуется навык умывания, полоскать рот, чистить зубы. Приучать пользоваться носовым платком, салфеткой. Прочный навык пользоваться горшком.
ЧАСТЬ В (Установление последовательности)
3.1. РАЗДЕЛ «БОТАНИКА»
Последовательность развития папоротников, начиная со споры:
В) спорангий
Г) зеленое растение
Д) оплодотворение
Е) образование гамет
^ Последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного:
Б) сердцевина
В) пробка
Г) древесина
^ Последовательность процессов, характерных для листопада:
Б) накопление вредных веществ в листьях в течение лета
В) опадение листьев
Г) разрушение хлорофилла из-за похолодания и сокращения длины светового дня
Д) изменение окраски листьев
^ Последовательность систематических категорий по иерархичности, начиная с крупной:
Б) покрытосеменные
В) крестоцветные
Г) сурепка
Д) сурепка обыкновенная
^ Последовательность систематических категорий с учетом их иерархической соподчиненности, начиная с наиболее крупной
Б)покрытосеменные
В)крестоцветные
Г) сурепка
Д) сурепка обыкновенная
^ Последовательность появления на Земле растений различных групп
Г) псилофиты
Д) папоротникообразные
^ 7. Последовательность фаз развития злаковых растений
А) колошение
Б) цветение
В) появление проростка
Г) появление третьего листа
Д) выход в трубку
Е) созревание семян
3.2. РАЗДЕЛ «ЖИВОТНЫЕ»
Последовательность организмов в пищевой цепи:
Б) голый слизень
В) растение
Д) ястреб
Последовательность этапов развития печеночного сосальщика:
Б) прикрепление личинок к водным растениям и превращение их в цисты
В) вылупление из яиц в воде микроскопических личинок, покрытых ресничками
Г) попадание цист в кишечник крупного рогатого скота
Д) внедрение личинок в организм малого прудовика, рост и размножение личинок в их организме
Е) выход личинок из организма промежуточного хозяина в воду
^ Последовательность возникновения групп животных в ходе эволюции:
Б) пресмыкающиеся
В) приматы
Г) кольчатые черви
Д) плоские черви
Е) кишечнополостные
^ Последовательность соподчинения систематических групп животных, начиная с наименьшей:
Б) тип Хордовые
В) вид медведь бурый
Г) царство Животные
Д) семейство Волчьи (Псовые)
Е) род Медведь
Ж) отряд Хищные
Последовательность развития аскариды, начиная с яйца:
Б) вторичное проглатывание личинок и превращение их в кишечнике во взрослых особей
В) попадание оплодотворенных яиц через пищу и воду в организм человека
Г) выход личинок из яиц в кишечнике
Д) попадание личинок с кровью в печень, сердце и легкие, рост личинок в дыхательных путях
Е) образование оплодотворенных яиц и их выход из организма человека
^
Б) скворец
В) ястреб-перепелятник
Г) дождевой червь
Последовательность звеньев пищевой цепи:
Б) листья березы
В) большая синица
Г) коршун
^ Последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.
Б)класс Млекопитающие
В)вид Обыкновенная лисица
Г)отряд Хищные
Д)тип Хордовые
Е)род Лисица
^ Последовательность, отражающая систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей категории.
Б)вид Капустная белянка
В)отряд Чешуекрылые
Г)тип Членистоногие
Д)род Огородные белянки
Е)семейство Белянки
^ Последовательность появления на Земле хордовых животных
Б) ланцетник
В) пресмыкающиеся
Г) кистеперые рыбы
Д) хрящевые рыбы
Е) птицы и млекопитающие
3.3. РАЗДЕЛ «ЧЕЛОВЕК»
Последовательность передачи звуковых колебаний к рецепторам органа слуха:
Б) перепонка овального окна
В) слуховые косточки
Г) барабанная перепонка
Д) жидкость в улитке
Е) слуховые рецепторы
^
В) капилляры органов и тканей
Г) левый желудочек
Д) артерии
Е) правое предсердие
^ Последовательность движения крови по малому кругу кровообращения:
Б) легочные артерии
В) легочные вены
Г) левое предсердие
Д) правый желудочек
^
Б) ротовая полость и глотка
В) толстый кишечник
Г) желудок
Д) тонкий кишечник
Е) двенадцатиперстная кишка
^ Последовательность расположения органов пищеварительного канала человека:
Б) пищевод
В) толстый кишечник
Г) желудок
Д) тонкий кишечник
Е) прямая кишка
^ Последовательность расположения органов зрительного анализатора, через которые изображения достигают рецепторов органа зрения.
Б)роговица
В) хрусталик
Г) зрачок
Д) палочки и колбочки
^ Последовательность движения крови по большому кругу кровообращения:
Б) левый желудочек
В) капилляры органов и тканей
Д) артерии
^ Последовательность этапов процесса пищеварения в организме человека
Б) механическая обработка пищи и смешивание ее с пищеварительными соками
В) расщепление белков и некоторых жиров в желудке
Г) удаление непереваренных веществ из организма
Д)расщепление крахмала ферментами слюны
Е) расщепление всех органических веществ до растворимых мономеров
^ Последовательность расположения отделов органов дыхания при поступлении воздуха в организм человека
Б) бронхиальные веточки
В) гортань
Г) бронхи
Д) носовая полость
Е) легочные пузырьки
^ 10. Последовательность расположения частей рефлекторной дуги
А) рабочий орган
Б) рецепторы
В) двигательные нервы
Г) чувствительные нервы
Д) вставочные нейроны
3.4. РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»
Последовательность процесса денатурации белка:
Б) полипептидная цепь
В) полипептидная спираль
Г) структура из нескольких субъединиц
^ Последовательность этапов энергетического обмена:
Б) поступление органических веществ в клетку
В) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды
Г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
Д) синтез двух молекул АТФ
Е) синтез 36 молекул АТФ
^ Последовательность процессов в ходе энергетического обмена:
Б) распад молекулы глюкозы до пировиноградной кислоты
В) цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса)
Г) реакции окислительного фосфорилирования
Д) синтез 36 молекул АТФ
^ Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК
Б)воздействие ферментов на молекулу
В)отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК
Г)присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов
Д)образование двух молекул ДНК из одной
^ Последовательность процесса репликации ДНК (удвоения ДНК):
Б) раскручивание двойной спирали молекулы ДНК
В) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов
Г) образование двух молекул ДНК из одной
Д) воздействие ферментов на молекулу ДНК
^ Последовательность процессов фотосинтеза:
Б) преобразование солнечной энергии в энергию АТФ
В) образование крахмала
Г) использование энергии АТФ для синтеза глюкозы
Д) возбуждение светом электронов хлорофилла
^ Последовательность реакций матричного синтеза белка:
Б) ферментативный разрыв водородных связей молекулы ДНК
В) синтез и-РНК на участке одной из цепей ДНК и выход из ядра
Г) объединение т-РНК с рибосомой и узнавание своего кодона
Д) присоединение аминокислоты к т-РНК
Е) отделение аминокислоты от т-РНК и присоединение к образовавшейся цепочке аминокислот
^ Последовательность процессов при первом делении мейоза:
Б) разделение пар хромосом и расхождение их к полюсам
В) образование дочерних клеток
Г) расположение гомологичных хромосом в плоскости «экватора»
Д) кроссинговер между гомологичными хромосомами
^ Последовательность протекания процессов эмбриогенеза у ланцетника
Б) образование мезодермы
В) появляется эктодерма и энтодерма
Г) идет закладка органов
Д) дробление зиготы и образование бластулы
^ Последовательность возникновения приспособленности в ходе эволюции:
Б) особи с полезной мутацией сохраняются естественным отбором и передают их потомству
В) у отдельных особей вида появляется полезная мутация
Г) полезная мутация распространяется, закрепляется
Д) через множество поколений все особи вида имеют эту полезную мутацию
^ Последовательность действия движущих сил эволюции:
Б) размножение особей с полезными изменениями
В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
Г) сохранение естественным отбором особей с полезными в данных условиях наследственными изменениями
Д) закрепление и распространение в ряду поколений полезного признака среди особей вида
Е) формирование приспособленности к среде обитания
^ Последовательность этапов экологического видообразования, начиная с исходного материала эволюции:
Б) отбор особей с полезными в новых условиях мутациями
В) мутационный процесс в популяциях
Г) утрата особями разных популяций способности к скрещиванию
Д) возникновение нового вида
^ Последовательность смены экосистем:
В) смешанный лес
Г) мелколиственный лес
Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы .
Б) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания
B)синтез высокомолекулярных органических веществ в растении
Г) поглощение углекислого газа из атмосферы
Д) образование глюкозы в процессе фотосинтеза
^
Б)появление кустарников и полукустарников
В)формирование травяного сообщества
Г)появление накипных лишайников на скальных породах
Д)формирование лесного сообщества
^ Установите последовательность процессов, вызывающих смену экосистем.
Б)заселение среды обитания особями других видов
В)сокращение численности исходных видов
Г)изменение среды обитания в результате действия экологических факторов
Д)формирование новой экосистемы
^ Последовательность процессов при первичной сукцессии:
Б) разрушение горных пород и заселение камней лишайниками
В) появление кустарничков и кустарников
Г) появление тонкого слоя почвы
Д) появление мхов
Е) появление деревьев
^ Последовательность процессов, происходящих в водоеме, расположенном вблизи поля, на которое внесены высокие дозы удобрений
Б) бурное развитие одноклеточных водорослей
В) понижение прозрачности воды
Г) гибель животных и донных растений
Д) увеличение концентрации минеральных веществ в водоеме
^ Последовательность изменений в экосистеме при зарастании пустыря
Б) заросли кустарника
Г) одиночные деревья
Д) еловый лес
Е) мелколиственный лес
^ Последовательность расположения растений по ярусам леса начиная с нижнего
Б) рябина
В) шиповник
Г) лишайники
Ж) черника
ЧАСТЬ В (выбор трех ответов из шести)
1.1. РАСТЕНИЯ | 1.2. ЖИВОТНЫЕ | 1.3. ЧЕЛОВЕК |
|||
1. АГЕ 13. АВЕ | 14. БДЕ 25. ВГЕ | 1. АДЕ 18. АБГ | 19. АБД 35. АДЕ |
||
1.4. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ |
|||||
1.4.1. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ | 1.4.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ | 1.4.3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ |
|||
1. АГЕ 11.БВД | 12. ГДЕ | 1. АВЕ 11. БВГ | 12. АВЕ | 1. БДЕ |
|
1.4.4. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | 1.4.5. ЭВОЛЮЦИЯ | 1.4.6. ЭКОЛОГИЯ |
|||
1. АВГ 10. АВЕ | 11. ВДЕ 20.АБВ | 1. БВД 8. БДЕ | 9. БДЕ | 1. ВДЕ | 14. БГЕ 25. ВГЕ |
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
ЧАСТЬ В (установление соответствия)
2.1. РАСТЕНИЯ | 2.2. ЖИВОТНЫЕ | 2.3. ЧЕЛОВЕК |
|
|
|
2.4. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ |
||
2.4.1. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ | 2.4.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ | 2.4.3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ |
|
|
|
2.4.4. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | 2.4.5. ЭВОЛЮЦИЯ | 2.4.6. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ |
|
|
|
ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
ЧАСТЬ В (установление последовательности)
3.1. РАСТЕНИЯ | 3.2. ЖИВОТНЫЕ | 3.3. ЧЕЛОВЕК |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1. БАЕДГВ | 1. ВБАГД 4. ВЕДЖАБГ 10. БДГАВЕ | 1. АГВБДЕ |
|||||||||||||||||||||||||||||||
3.4. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1. ГАВБ 10. ВБАГД | 11. ВАБГДЕ 17. БГДАВЕ 19. АВБГЕД Первым сформировался тропический адаптивный тип (прародина человечества – Африка), затем по мере расселения людей по планете – адаптивный тип умеренного пояса и высокогорный, а последними появляются арктический и пустынный (80000-12000 лет назад). Адаптивные типы человека не являются узко специализированными, они благоприятствуют существованию людей в определенных климатических зонах. Медицинское значение адаптивных типовВрач должен учитывать морфофизиологические и биохимические особенности адаптивных типов, чтобы не принять их за отклонения от нормы. Представители различных адаптивных типов могут иметь неодинаковую предрасположенность к различным заболеваниям. Следует учитывать адаптивный тип при снаряжении экспедиций в Арктику, пустынные и высокогорные районы. Учение о биосфереПонятие биосферы было сформулировано в начале XIX века Ж.Б. Ламарком без употребления самого термина. Термин «биосфера» введен австрийским геологом Э. Зюссом в 1875 году для обозначения особой оболочки земли, находящейся в области взаимодействия атмосферы, гидросферы и литосферы и образованной совокупностью живых организмов. В 20-30 годах 20-го века учение о биосфере разработал академик В.И. Вернадский. Он рассматривал биосферу следующим образом: это оболочки Земли, представляющие собой целостную саморегулирующуюся систему, в которой осуществляется круговорот веществ, благодаря жизнедеятельности живых организмов. Существуют различные определения биосферы, одним из которых является следующее: Биосфера – часть оболочек Земли (атмосферы, гидросферы и литосферы), заселенная и активно преобразуемая живыми организмами, деятельность которых объединяет все оболочки Земли в единую целостную систему, связанную обменом веществ и преобразованием энергии. Границы биосферыВ литосфере живые организмы проникают на глубину 4-5 км, распространению организмов вглубь литосферы препятствует высокая температура земных недр, превышающая 100С. В гидросфере они заселяют всю ее толщу, в некоторых местах проникая на глубину свыше 11 км. В атмосфере живые организмы (споры бактерий и плесневых грибов) встречаются в нижней её части, называемой тропосферой, на высоте 15-22 км, выше которой располагается озоновый экран. Дальнейшему их распространению препятствует губительное для всего живого ультрафиолетовое излучение. Концепции в изучении биосферыТермодинамическая концепция , в соответствии с которой биосфера рассматривается как термодинамическая оболочка с температурой от +50до -50и давлением около одной атмосферы. Биохимическая и биогеохимическая концепции связаны со сложными преобразованиями веществ в живых организмах за счет химической энергии, запасенной в результате фотосинтеза. Геофизическая концепция заключается в том, что живые организмы, с одной стороны, создают геологические породы (известняки, сланцы), а с другой – разрушают горные породы, изменяя рельеф земной поверхности. Биогеоценотическая концепция связана с тем, что элементарной структурой биосферы является биогеоценоз, включающий организмы с различными типами питания. Благодаря трансформации веществ, энергии и информации в биогеоценозах существенно видоизменился облик планеты. Кибернетическая концепция предполагает изучение принципов организации и регулирования, осуществляющихся в живой природе. Социально-экономическая концепция связана с тем, что человек из биосферы извлекает средства существования, одновременно преобразуя её. Появления первого зуба у крохи с нетерпением ждут все родители. Но этот процесс часто связан с различными неприятностями, ведь зачастую прорезывание молочных зубов может стать причиной повышения температуры и ухудшения общего состояния. Давайте подробнее разберём, как же помочь малышу в такой ситуации и когда вообще ожидать прорезывание зубов. В каком порядке проклевываются молочные зубы?Зачатки зубов формируются ещё в утробе. Новорождённый имеет 20 фолликулов, расположенных в нижней и верхней челюсти, именно из них и развиваются молочные зубки. Резцы - первые гости в маленьком государствеОни находятся в нижней и верхней челюсти, по 2 центральных и 2 боковых в каждой. Начинается прорезывание зубов с центральных нижних резцов в возрасте 5-6 месяцев. Верхние выходят на 1-2 месяца позже. Боковых резцов у ребёнка тоже 4, размещаются они около центральных. Верхние прорезываются по достижении ребёнком 9-11-месячного возраста, нижние боковые резцы появляются чуть позже, от 11 до 13 месяцев. На фото прорезывание верхних зубов у малышей В след за ними лезут коренныеДругое название этих молочных зубов – моляры. Они делятся на первые и вторые. Первые моляры располагаются около клыков в обоих челюстях, их 4. Появляются они у ребёнка не раньше, чем в 12-16 месяцев. Вторые молочные моляры выходят самыми последними, наблюдается этот процесс после двух лет. Размещаются они за первыми (малыми) молярами. Схема прорезывания молочных зубов у детей Когда вылезут клыки?Их очередь наступает, когда малышу исполнится 16-20 месяцев. Находятся перед первыми молярами. В этот период необходимо постараться предотвратить развитие простудных заболеваний, так как клыки часто вызывают ухудшение состояния здоровья малыша. Такой порядок прорезывания молочных зубов у детей считается классикой. Возможно также их появление на несколько месяцев раньше или позже от указанных выше сроков. Это тоже является нормой. В медицине известны даже случаи, когда у новорождённых уже были молочные зубки. Формула прорезывания зубовОпределить число молочных зубов у ребёнка очень просто, нужно от его возраста, взятого в месяцах, отнять четыре. Полученный результат и будет обозначать их количество. Например, если ребенку 11 месяцев, то по формуле у него должно быть 11-4=7 зубов. Эта формула актуальна до 2 лет. Порядок и сроки прорезывания постоянных зубовНачала прорезывания первых постоянных зубов стоит ожидать раньше, чем выпадает первый молочный. Чтобы у ребёнка сформировался правильный прикус, прорезываются они парно и в определённой очерёдности: Возможные проблемыВышеперечисленные сроки прорезывания зубов являются нормой. Но под влиянием определённых факторов могут возникнуть проблемы, связанные с этим процессом. АдентияО ней можно говорить при отсутствии одного или нескольких зубов и их зачатков. Устанавливается диагноз не ранее 10-месячного возраста. Причиной может стать наследственность, проблемы с эндокринной системой, сопутствующие заболевания других органов. Признаками адентии является:
Если зачатки зубов есть, то врач назначает лечение, которое будет стимулировать прорезывание. Иногда проводят рассечение десны или устанавливают специальные брекеты. При их отсутствии используют имплантаты. РетенцияПри этой патологии зачаток зуба в десне есть, но он не прорезывается по двум причинам:
Проявляется болезненностью, отёком, гиперемией, повышением температуры. Лечиться путём рассечения десны или удаления ретинированного зуба. Раннее прорезывание зубовПоявление первых зубов ранее 4-месячного возраста считается ранним. Происходит это часто при нарушениях в эндокринной системе, также может говорить о наличии опухолей. Позднее прорезывание зубовОб этой проблеме можно говорить, если зубы отсутствуют в возрасте 10 месяцев. К этому приводит недостаток кальция, генетическая предрасположенность, нарушение ферментативного обмена, патология пищеварительной системы, рахит и другие факторы. Если к 1 году у ребенка нет зубов, покажите кроху стоматологу.
Нарушение очерёдностиИмеет место, если зубки появляются в неправильной последовательности. Может привести к врастанию зуба в десну и формированию неправильного прикуса. Гипоплазия эмалиРазвивается при неполноценности эмали. Внешне проявляется наличием бороздок, ямок, шероховатостей на поверхности зубов. Ребёнок жалуется на боль при приёме холодной или горячей пищи. Лечение заключается в исключении вредоносных факторов, постановке пломб или протезов. Как определить, что ваш малыш обзавелся зубками?Маленький ребёнок не может сказать причину его беспокойства. Но во время появления зубов можно заметить следующие изменения в его состоянии:
На фото видно как выглядят десна при прорезывании зубов у малышей: Чем и как облегчить состояние ребенка?Полностью избежать симптомов прорезывания невозможно, но вы можете облегчить состояние малыша:
Уход за молочными зубамиНачинать проводить гигиену ротовой полости нужно при введении прикорма и появлении первого зуба. До года это можно сделать салфеткой, смоченной в кипячёной воде или мягкой зубной щёткой. Ближе к году чистите зубки малышу перед сном без пасты специальной зубной щёткой. Заменять её нужно не реже, чем раз в 3 месяца. Начинать пользоваться детскими зубными пастами без фтора можно с 2 лет. Прививайте ребёнку чувство необходимости регулярного посещения стоматолога для профилактических осмотров раз в полгода. Первый визит должен состояться после появления первого зуба, примерно в 6-месячном возрасте. Приучайте малыша к чистке зубов 2 раза в день, особенно важно это делать перед сном. Чтобы предотвратить развитие кариеса, а молочные зубы ему особенно подвержены, не стоит злоупотреблять сладостями и продуктами с повышенным содержанием сахара.
(по J. Tanner, 1976)
Антропометрические исследования позволяют оценить физическое развитие, которое является одним из показателей состояния здоровья. В качестве основных признаков физического развития изучают длину и массу тела, окружность грудной клетки. Размеры тела генетически предопределены, причем рост в большей степени, чем вес. Вместе с тем они зависят от множества факторов (функционирования эндокринной системы, качества питания, условий жизни, имеющихся заболеваний, уровня двигательной активности, наличия вредных привычек и т.д.) и могут меняться, особенно показатели массы тела. Окружность грудной клетки характеризует функциональное состояние органов дыхания, степень развития мышц и подкожножировой клетчатки. Измерение длины тела производится с помощью ростомера. Исследуемому следует встать без обуви на площадку ростомера спиной к шкале, касаясь ее тремя точками: пятками, областью крестца и межлопаточной областью. Подвижная планка ростомера прижимается к голове, после чего определяются показатели в сантиметрах до десятых долей. Измерение массы тела производится на рычажных медицинских весах типа Фербенск с точностью до 50 г. Взвешивание необходимо проводить в одно и то же время, лучше утром, натощак, после естественных отправлений.Следует предварительно отрегулировать в нулевом положении весы и закрыть затвор. Исследуемый встаёт на середину площадки весов без обуви, после этого открывается затвор и путем передвижения гирь устанавливается равновесие и снимаются показания. Измерение окружности грудной клетки производят с помощью сантиметровой ленты, которую накладывают, натягивая её, сзади под нижними углами лопаток, а спереди на уровне средней части грудины. Показания снимают трижды: при положении грудной клетки в покое, при глубоком вдохе и глубоком выдохе. Разность результатов обхватов при глубоких вдохе и выдохе называют экскурсией грудной клетки. Этот показатель указывает на резервные возможности легких. У здорового взрослого человека он составляет 7–10 см. Показатели до 4 см оцениваются как низкие, 5–9 см – средние, более 9 см – высокие. Измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки (тотальные размеры тела) позволяет оценить уровень и гармоничность физического развития, что важно для исследования состояния здоровья детей в процессе их роста и развития. Приводимнаиболее используемые в практике методыоценки уровня физического развития. 1. Метод эмпирических формул и индексов. Метод индексов самый древний – известно более 20 индексов, полученных в результате различных арифметических действий, эмпирически устанавливающих типичную, наиболее распространенную связь между двумя или несколькими антропометрическими показателями. В настоящее время метод индексов применяется в скрининговых исследованиях физического развития для ориентировочной оценки телосложения. Индекс Брока используется для ориентировочной оценки массы тела. Для определения должной массы тела: вес равен рост минус сто (кг). У людей с ростом от 165 до 175 см следует вычитать 105 единиц, а при росте 175–185 см вычитается 110 единиц. Весо-ростовой индекс Кетле определяется отношением массы тела в граммах к росту в сантиметрах и свидетельствует о развитии мышечной массы. Средняя величина для мужчин колеблется в пределах 350–400 г/см, для женщин – 340–390 г/см. Значение индекса менее 350 г/см говорит о слабом развитии мышечной массы, а выше 440 – указывает на ожирение. Индекс пропорциональности физического развития вычисляется по формуле: отношение разности роста стоя и роста сидя к росту сидя, выраженное в процентах. Показатель меньше 87% указывает на недостаточную длину нижних конечностей по отношению к длине туловища; от 87 до 92% – пропорциональное физическое развитие; больше 92% – относительно большую длину нижних конечностей по отношению к длине туловища. Индекс массы тела (ИМТ), предложенный ВОЗ, применяется у взрослых с 18 лет и рассчитывается по формуле: Полученная в результате подсчета величина сопоставляется с данными таблицы 1.4., позволяющей дать качественную оценку параметрам массы тела.Таблица 1.4 Классификация массы тела в зависимости от ИМТ Примечание: ИМТ не применяется для оценки массы тела детей до 18 лет, беременных женщин и лиц мускулистого телосложения. 2. Параметрический метод (метод сигмальных отклонений ). Этот метод основан на сравнении показателей физического развития обследуемого со средними показателями соответствующей возрастно-половой группы, содержащимися в стандартных оценочных таблицах. Такие оценочные таблицы получают путем массовых обследований разных возрастно-половых групп населения конкретного региона через каждые 7–10 лет. Таблицы включают в себя среднеарифметическое значение (М) и соответствующее ему значение среднеквадратического отклонения (δ) для отдельных антропометрических показателей. Сигма (δ) характеризует допустимую величину колебаний от средней. По величине сигмальных отклонений можно судить о степени физического развития. Физическое развитие считается средним, если показатель обследуемого совпадает с М или отличается от нее на величину 1δ; высоким, когда показатель выше М на 2δ; выше среднего, когда показатель находится в пределах М +1δ до +2δ; ниже среднего, когда показатель находится в пределах от М –1δ до –2δ; низкий уровень физического развития – при величине показателя менее, чем М –2δ. Следует отметить, что метод сигмальной оценки имеет существенный недостаток, так как не учитывает связь между отдельными показателями физического развития: массой тела и длиной тела, массой тела и окружностью груди и др. 3. Непараметрический метод (метод центильной оценки). Данный метод, применяемый при непараметрическом (неправильном) распределении признаков, считается наиболее объективным, а простота и удобство привели к повсеместному его использованию. Суть метода заключается в оценке физического развития по центильным шкалам. Для разработки центильных шкал обследуется не менее 100 человек каждого возраста и пола, затем все результаты каждого из признаков (длина, масса, окружность грудной клетки) располагают в возрастающем порядке и делят на 100 интервалов (центилей). При этом за средние или условно нормальные величины принимаются значения, свойственные половине детей данного возраста и пола соответствующего региона проживания – в интервале от 25 до 75 центилей. Обычно для характеристики распределения ряда по каждому признаку в оценочных центильных шкалах приводятся не все 100, а шесть фиксированных центилей: 3, 10, 25, 75, 90, 97 (50-й центиль не учитывается, так как с 25 по 75 центили включаются средние величины). Таблицы центильного типа позволяют установить количественные границы признака у определенного процента (центиля) здоровых детей данного возраста и пола. Интервалы (зоны) между центильными колонками отражают диапазон разнообразия величин признака, который свойственен или 3% (зона до 3 или от 97 центиля), или 7% (зона от 3 до 10 и от 90 до 97 центиля), или 15% (зона от 10 до 25 и 75 до 90 центиля), или 50% (зона от 25 до 75 центиля) всех здоровых детей соответствующей возрастно-половой группы. Заключение по оценке уровня физического развития зависит от того, в какой зоне находится антропометрический показатель. Зона №1 (до 3 центиля) считается областью «очень низких величин», №2 (от 3 до 10 центиля) – «низких» величин, №3 (от 10 до 25 центиля) – «ниже среднего», №4 (от 25 до 75 центиля) – «средних», №5 (от 75 до 90 центиля) – «выше среднего», зоны №6 (от 90 до 97 центиля) и №7 (выше 97 центиля) – «высоких» и «очень высоких» величин. Детям, имеющим показатели в 1, 2, 7 зонах, рекомендуется пройти обследование у врача. С использованием центильных таблицможет быть дана интегральная оценка антропометрическим данным по расчету показателя гармоничности развития. Физическое развитие считается гармоничным в том случае, когда разность номеров центильных интервалов (зон) между любыми двумя из трех показателей не более 1, если разность составляет 2 – развитие дисгармоничное, 3 и более – резко дисгармоничное. Трактовка дисгармоничности развития проводится индивидуально в каждом конкретном случае, так как она может быть проявлением как заболевания, так и особенностей конституции. В предлагаемых таблицах (1.5–1.10) приводятся центильные величины антропометрических показателей (длины, массы тела, окружности грудной клетки) мальчиков и девочек в возрасте от 0 мес. до 17 лет, полученные при массовых исследованиях (более 25000) детей Северо-Западного региона России. Т |