Шри Янтра. Алгоритмы построения (Максим Модлинский). Самые известные янтры в картинках и их значения Шри Янтра — способы изготовления

Многие тантрические и йогические традиции включают в свой курс духовного развития практики концентрации внимания на необычные символы.

Медитация “Шри Янтар” — это яркий пример работы с древним рисунком из геометрии, обладающим мощной энергией и воздействующим на людей психически и физиологически. Подобная техника релаксации подойдёт для тех, кто стремится гармонизировать окружающее пространство и активировать силу собственного Кундалини.

Появление Шри Янтры (или Шри Янтар) документально относится ко времени Атхарваведа (1 200 лет до н.э.), поскольку именно в этот период создан гимн удивительному и таинственному изображению для ритуалов. Также есть сведения, что данный знак встречается в до-арийскую стадию, а это 2 500 лет до н.э. С ранних времён Шри Янтра использовалась для мистических инициаций с целью воздействия на пространство. Также знак используется в Лайа-йоги для активации Кундалини, поскольку создавался он с учётом взаимодействия всех энергетических волн.

Шри Янтра — старейший символ индийский трактатов, геометрическая гексаграмма, которая управляет энергетическими потоками человека.

Структура изображения весьма сложная и построена во внешнем квадрате — Бхупуре. Этот четырёхугольник необходим для защиты и составлен из пары противоположных свастик. У него также есть 4 двери, выходящих на основные стороны света.

Что человек видит внутри квадрата? Это 6 концентрических кругов, которые олицетворяют лотосы с 8 и 16 лепестками. Внутри них размещается звезда с 16 лучами, сделанная из 9 пересекающихся треугольников. Всего получается 43 маленьких треугольника, превращённых в 5 внутренних колец. В центре окружностей расположена точка Бинду — божественный источник Вселенного и основа всего сущего.

Существует мнение, что составляющие детали Шри Янтры идеальны для человеческого восприятия и воздействия на нервную активность, поскольку соответствуют некоторым особенностям из современной неврологии, анатомии и физиологии. Чтобы понять многогранное влияние символа, стоит обратить внимание на его отождествление сразу с несколькими образами:

  • Тело богини Трипура Сундари — воплощения энергии, проникающей в глубины феноменального мира. Также есть версия, что на изображениях Божественной Матери в области пупка начертана именно Шри Янтра. Наконец, полагают, что Шри Янтра — место жизни красивейшей богини Вселенной — Дэви Бхагавати. Говоря о божественном значении, надо также упомянуть, что этот символ привлекает в дом Лакшми — хранительницу богатств.
  • Форма, а также план эволюции космоса. Название “Янтра космоса” появилось благодаря тому, что внутри символа изображены сакральные идеи Вселенной, а вокруг — барьер от влияния отрицательных сил. Кроме того, точка Бинду отождествляется с изначальным состоянием Космоса — хаосом. Что касается дальнейшего развития мира, то оно скрыто в треугольниках Шри Янтры — это законы Вселенной.
  • Человеческое тело . Считается, что принципы создания символа совпадают со схемой строения организма, поскольку в Шри Янтре тоже есть 9 чакр, и они соответствуют психо-энергетическим центрам человека: межбровью, горлу, сердцу, пупку, ногам и т.д.

Таким образом, Шри Янтра — посредник между макро- и микрокосмосом, который пробуждает духовность человека.

Польза применения Янтры

  1. Лечение Шри Янтрой — весьма простой способ её использования. Чтобы сила знака увеличилась, его сначала надо освятить мистическими ритуалами. Обычно над Янтрой свершают Прану Пратиштху, позволяя идолу наполниться жизнью под чтение мантр.
  2. С научной точки зрения, фиксация взгляда на символе замедляет работу левого мозгового полушария, т.е. логико-аналитического мышления. И напротив, правое полушарие активируется, поэтому наблюдаются творческие озарения и развивается интуиция.
  3. Согласно официальным исследованиям, свойства Шри Янтры позволяют сформировать в человеке нужное психофизиологическое состояние, а также выявить индивидов с нужным типом нервной системы.
  4. Медитативное влияние символа также сводится к нормализации ауры человека. Знак способен даже открыть такие Высшие Чакры, как третий глаз. Поклоняться Шри Янтре можно в том случае, если хочется исполнить какое-нибудь желание.
  5. Практика фэн-шуя использует геометрическое изображение для гармонизации пространства человека. В доме, где есть Шри Янтра, всегда царят благополучие и процветание. Символ искореняет нищету и помогает распрощаться с долгами.

Изображение для медитации

В первую очередь, надо определиться с изображением. Вручную добиться идеального геометрического совпадения очень сложно. Среди йогов высшим типом Янтры считается Парад — символ из ртути, который никогда не теряет эффективности. Сегодня в литературе и в Сети встречаются десятки цветовых решений нарисованной Шри Янтры.

Разрешается выбрать любой вид знака, даже чёрно-белый. Можно использовать и такие контрастные сочетания, как красный и синий или зелёный и алый.

Помещение

Обязательно найдите себе отдельное помещение для медитации. Обстановка вокруг должна успокаивать, а не отвлекать или раздражать. На первых стадиях обучения очень важно отгородить угол для занятий от других людей. Можно пользоваться бирушами или тихим музыкальным сопровождением: природными шумами, инструментальными мелодиями.

Иногда внешнием шумы могут быть заглушены кондиционером, вентилятором, которые к тому же создают поток необходимого свежего воздуха. Обратите внимание, что помещение должно быть чистым и закрытым, т.е. иметь крышу или существенную тень. Идеально подходит для занятий беседка в парке.

Воздержание от пищи

Не принимайте пищу перед практикой. Только через 2 часа после еды и позже можно приступать к медитации, причём нельзя заранее употреблять алкоголь, тонизирующие напитки, жирные продукты, приправы. Что касается одежды, то она должна быть выполнена из натуральных материалов и не стеснять движений. Можно практиковать и без вещей.

Спокойствие

Старайтесь успокоить и свой внутренний мир перед медитацией. Во-первых, расслабьте мышцы и избавьте их от напряжения путём подбора правильного положения тела в пространстве. Можно выбрать позу лотоса, по-турецки или просто сесть в кресло с прямой спинкой. При этом не нужно скрещивать ноги или пальцы рук, ступни должны касаться пола полностью, а руки — лежать на бёдрах.

Если чувствуется неудобство или небольшой зуд, можно подвигаться. Нельзя только давать опору для головы или ложиться. Во-вторых, перед началом занятия надо избавиться от негативных мыслей. Если отрицательная энергия останется в теле в процессе медитации, она закрепится в подсознании надолго. Для наибольшего успокоения можно выпить мятного чая.

Концентрация

Изображение Шри Янтры для медитации нужно держать на уровне глаз. Можно ставить символ на стул/стол или закрепить прямо на стене. Старайтесь обеспечить хорошее и равномерное освещение знаков, чтобы не было бликов или слепящих лучей.

Разрешается медитировать прямо перед экраном компьютера.

Основные разновидности медитаций

Шри Янтра для начинающих

Самая простая медитация на Шри Янтру длится всего полчаса. Её суть — в сосредоточении взгляда на картинке со знаком.

  • Для начала нужно смотреть на один из внешних углов символа, потом двигать взор по часовой стрелке вдоль квадрата.
  • Потом начинается переход к внутреннему кругу, на него смотрят точно так же.
  • Затем взгляд концентрируется на кольцах из лепестков лотоса, 4 кругах из треугольников.
  • В конце человек доходит до самой главной точки в центре и задерживает на ней внимание минут на 15-20.
  • Далее следует прикрыть глаза, чтобы пронаблюдать так называемое остаточное изображение Шри Янтры.

Как только образ потухнет, можно заканчивать медитацию.

Лечебная медитация

Ещё один вариант (лечебный) подходит для ежедневного исполнения в течение целой недели.

  • Дышите равномерно (вдох через нос, а выдох с помощью рта) и расслабьтесь, не напрягая спину, но удерживая позвоночник ровным.
  • Сосредоточьтесь на центре Шри Янтры на 2-3 минуты.
  • Рассейте внимание и охватите таким взглядом всё изображение.
  • Через 5-10 минут закройте глаза, наблюдая символ уже внутренним взором.

Через 5-10 минут можно открывать веки.

Практика пробуждения Космоса

С условием максимальной визуализации можно попробовать такую практику.

  • Смотрите на Шри Янтру, думая о том, что это изображение всего мироздания. Ваше желание должно пробудить спящую энергию Космоса в этом символе.
  • Удерживайте это намерение в сознании как можно дольше.
  • Потом обратитесь к своему Высшему Я, чтобы энергия знака слилась с энергией вашей души и тела.
  • Закройте глаза и представьте трёхмерную модель Шри Янтар.

Долгая медитация

Так называемый ключ к Сверхсознанию — это долгая медитация для достижения высшей формы сознания. Практика состоит из двух частей:

  1. 15-минутное вхождение в транс за счёт работы со Шри Янтрой по традиционным правилам,
  2. настройка мозга.

Вторая часть длится 45-50 минут и осуществляется с помощью чтения “Настроя” Г.Н. Сытина. Это текст для развития способностей по работе над самим собой и наполнения божественной космической энергии. Найти его можно в свободном доступе в Интернете.

Синхронная медитация

Эта практика считается более эффективной, чем индивидуальная практика со Шри Янтар. Её необходимо проводить несколько лет в течение каждой недели.

Суть занятия — в объединении человеческого биополя и дальнейшей работе с подсознанием. Схема такой практики ничем не отличается от других последовательностей при медитации на символ.

Правильное завершение медитации

Поскольку при хорошей практике Шри Янтар позволяет войти в состояние транса, на финальной стадии занятия мышцы разъединены с головным мозгом. Восстанавливать связи и возвращать себе активность органов чувств надо постепенно.

  • Постарайтесь ощутить каждую часть тела по отдельности. Визуализируйте, не открывая глаз, на чём вы сидите и что находится вокруг вас. Верните себе чувство времени, контакт с окружающей средой.
  • Чтобы настроиться на активную жизнь, потянитесь как следует. Растяните все сухожилия и мышцы, скрутите позвоночник. Это очень полезное и приятное упражнения и расслабляющая разминка. Сделайте несколько зевков, чтобы привести в тонус дыхательные органы.
  • Опустите руки вдоль туловища, а потом поднимите над головой, глубоко вдохнув или зевнув. Бросьте руки в свободном полёте на выдохе и верните их в исходное положение.
  • Откройте глаза и потянитесь снова. Руки положите на бёдра, отвернув ладони вниз. Посидите в таком положении минуту. Затем можно возвращаться к обычным делам.
  • Начинающие также могут отправиться на пешую прогулку или принять тонизирующий душ. Разрешается даже поспать, если организм просит отдыха. Некоторые любят переходить к упражнениям из хатха-йоги, чтобы окончательно взбодриться.
  1. Не нужно форсировать медитацию и напрягать свою ментальную оболочку, если практика не получается. Занятие будет проходить успешно только в том случае, когда человек ощутит крепкую связь со Шри Янтрой за счёт её наблюдения. Если вы чувствуете, что не готовы к медитации (на любой стадии её выполнения), осуществите плавную остановку и выход из транса.
  2. Не пугайтесь возможных результатов медитации со Шри Янтар, появляющихся эмоций и мыслей. Практика раскрывает сокровенные тайны человека, но он всё равно должен сохранять душевное спокойствие и соблюдать внутреннюю тишину. Просто пропускайте через себя насквозь всё, что приходит в процессе занятия.
  3. Помните, что даже с закрытыми глазами должна происходить фокусировка на главной точке символа. Именно через неё открывается внутреннее видение. Старайтесь охватывать взглядом другие плоскости Шри Янтры, но не отрывать взгляда от точки.
  4. С помощью волевых усилий можно даже направлять и смещать некоторые части символа. Для этого нужно сосредотачиваться на внутреннем свечении и стараться отключать ум, потому что по сути Шри Янтар — проекция нашего сознания, а не внешний предмет. Чтобы осознать это, можно воспользоваться такими медитативными техниками, как тратака на огонь свечи.
  5. Следите за космическим дыханием в процессе практики. На вдохе надо направлять внимание от начала позвоночника, вдоль спины и к центру головы. На выдохе следует спускаться в нижнюю часть живота по передней части тела. Пауз в процессе дыхания делать не стоит.

Медитация “Шри Янтар” — эффективная и доступная практика, которая требует от человека определённых усилий в области концентрации. Если развить свои навыки и отнестись к сеансу с максимальной серьёзностью, неожиданные и позитивные результаты не заставят себя ждать. Символ Шри Янтра обязательно подарит всем желающим финансовый успех и личное счастье.

Шри Янтра – один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) – здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников. По косвенным данным происхождение Шри Янтры может быть ещё более древнее – до арийское (2,5 тыс. лет до н.э.).

Структурно диаграмма Шри Янтра представляет собой четырехугольник или внешний квадрат защиты – Бхупуре, с четырьмя символическими дверями на четыре стороны света. Он построен из двух противоположных свастик. Внутри его помещены шесть концентрических кругов (два символических 8-ми и 16-ти лепестковых лотоса). Внутри их 16-угольная звезда - это девять пересекающихся треугольников, в результате чего образуются 43 малых треугольника, составляющих в свою очередь 5 внутренних колец. В их центре - точка Бинду, представляющая богиню, основу и источник вселенной.

С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.

Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции. Подобные состояния могут возникать при некоторых ритуальных мистических обрядах, или даже при применении психотропных веществ.

Медитация со Шри-янтрой заключается в сосредоточении взгляда на изображении Шри-Янтры. Сначала взгляд сосредотачиваем на одном из углов внешнего квадрата Янтры. Потом, медленно перемещаем его по границе квадрата по часовой стрелке. Дойдя таким образом до исходной точки, переходим к внутреннему кругу. Обойдя таким же способом круг, переходим к кольцу лепестков. От него – к следующему кольцу, далее – четыре круга треугольников и таким образом, доходим до центральной точки. На ней задерживаем взгляд на 15-20 минут. Потом закрываем глаза и некоторое время смотрим на “остаточное изображение”. Когда оно исчезнет, медитацию можно считать законченной.

Заметим, что геометрическое построение Шри Янтры всегда вызывало огромные трудности при воспроизведения ручным способом. Даже на самых известных изображениях можно легко заметить очевидные неточности и несовпадения. Это говорит о том, что до сих пор нет чёткого и математически выверенного алгоритма построения, хотя желающих создать это изображение собственными силами сегодня очень велико.

ЯНТРЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

Янтра - (санскр. yantra = "сбруя, узда; приспособление; ограда; предел; амулет; магический рисунок"); "ненаглядная картинка"; запечатленный образ божества или другое символическое изображение, используемое для медитативных практик и сосредоточения.

Слог ян или ям перводится как удерживание. То есть удерживает сущность объекта, мысли, концентрации.Тра от слова трана - освобожение от уз. Поэтому янтра представляет собой то, что сохраняет сущность и освобождает. Второе значение слова янтра - символ. Символ - это творческое выражение непостижимого. Таким образом, янтра помогает выйти за рамки обычного образа мышления и перейти к измененному состоянию сознания.

Симметричные геометрические элементы Янтры являются лучшими средствами воздействия на зрительные центры в коре головного мозга. Поскольку их половинки одинаковы, они оказывают одинаковое воздействие на оба полушария, то есть способствуют состоянию их уравновешенности. Каждая янтра транслирует свой определенный информационно-энергетический поток.

Созерцание янтр рекомендуется сочетать с мантрами, чтобы одновременно привести в действие зрительное (правое) и вербальное (левое) полушария мозга. Мантры индусов нам, европейцам, достаточно трудно запомнить и повторять, особенно если они включают в себя более пяти слов. Поэтому при созерцании любой янтры подойдет повторение универсальной и самой главной мантры АУМ. АУМ включает в себя все остальные мантры вместе взятые и все звуки вселенной. Мантра АУМ проясняет ум, раскрывает энергетические каналы и усиливает жизненную энергию, расширяет и очищает ауру. Наделяет силой все, на что она направлена. Слово "Аминь" является упрощенным вариантом мантры "АУМ". Оно тоже связано с созиданием, но относится главным образом к его завершающей стадии. Оно подобно точке в конце предложения. Иудейские, мусульманские и христианские молитвы заканчиваются словом "Аминь". Внутреннее значение слова "Аминь" - "во имя Бога, да будет так". Мантры читаются на выдохе, дыхание должно быть ровным и размеренным. Янтры - это универсальные схемы, а мантры - космическое звучание.

Один из древнейших геометрических символов, используемых для медитации в школах йоги и тантризма. История появления Шри Янтры уходит в глубь веков и окутано тайной. Первое документальное упоминание о ней можно найти в Атхарваведе (1,2 тыс.лет до н.э.) - здесь встречается гимн ритуальному изображению, образованному из девяти пересекающихся треугольников.

Шри Янтра образована взаимным пересечением треугольников в двух направлениях: четыре вершинами вверх, символизируя мужской принцип, и пять вершинами вниз, символизируя женский принцип. Как таковых, устоявшихся канонов на цвета Шри-Янтры не существует. Поэтому до нас дошли десятки разных цветовых вариантов изображения Шри-Янтры.

С точки зрения современной анатомии, физиологии и неврологии вся композиция и отдельные элементы Шри Янтры созданы в точном соответствии с механизмами человеческого восприятия и нервной активности вплоть до учета особенностей их нейронной организации.

Научно было доказано, что Шри Янтра обладает большим воздействием на психику человека. В частности эксперименты показали, что даже кратковременная фиксация взгляда на этом изображении затормаживает деятельность левого полушария мозга, отвечающего за логическое и аналитическое мышление, и активизирует правое полушарие, деятельность которого часто проявляется в виде творческих озарений и интуиции.

Правила медитации с янтрами, в том числе и Шри Янтрой, даны в соответствующей литературе и на тематических сайтах в Интернете. К тому же следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • Чистота и уединенность
  • Отсутствие шума и возбуждающих или чувственных зрительных раздражителей
  • Отсутствие людей или предметов, вызывающих у практикующего страх или беспокойство.
  • Медитация на полный желудок - пустая трата времени.
  • Наиболее подходящая поза для медитации - сидя на полу, на коврике, со скрещенными по-турецки ногами. Не нравится такой вариант - можете поджать ноги под себя, на японский манер. Спина обязательно прямая. Руки - на бедрах, ладонями вверх. Можно просто сесть поудобнее, спина прямая, голова - продолжение туловища. Или просто расслабиться и принять удобное положение,расфокусированным взглядом созерцать янтру.

  • Представляет Божественную Мать, пронизывающую собой 3 плана существования: физический, астральный, небесный. Уничтожает омрачения разума в девяти случаях: недуг, слабость, сомнение, подверженность иллюзиям, леность, невоздержанность, ошибочные представления, недостижимость какого-либо йогического состояния, неспособность удерживать йогическое состояние. Стремится к единению и уничтожает все препятствия, которые мешают его достичь. Делает возможным стремление вверх и является помощником для стремящихся развиваться.

    Багала-мукхи Янтра - "Могущественная". Способность сдерживать, усмирять. Остановка речи. Говорящего делает молчащим, яростного спокойным, царя - нищим, сопротивление - сотрудничеством. Обездвиживает врагов, лишает их дара речи. Останавливает движение природных явлений. Помогает устранить со своего пути помехи, добиться победы в состязании и стать знаменитым.

    переносит человека через океан относительного бытия (сансары). Она является воплощением эмоций и речи. Поклонение ей избавляет от проблем, связанных с водой. Связана со cвадхистана-чакрой. Янтра Тары является самой простой и могущественной из янтр. Сиддхи (сверхспособности) Тары могут проявиться благодаря одному лишь упоминанию о ней с подлинной верой. Это делает практику доступной каждому. Даёт: уравновешенность, воодушевление свободного движения, и восстание против утвержденных ценностей, искренность. Она выше правил и установок.

    Cпособствует овладению речью, творческими способностями, музыкой, науками, изящными искусствами. Служит для устранения неуравновешенности и достижения гармонии жизни.


    Камала - другое имя Лакшми, супруги бога Вишну-Хранителя. Ее называют Камалой, так как она восседает на розовом лотосе-камале. Опора феноменального мира. Богиня изящества и чистоты, дарующая бесстрашие, наделяющая дарами мира и благополучия. Избавляет от бедности, даёт покой, гармонию, развитие и достаток


    Кали освобождает от страха смерти (основополагающей тревоги первой чакры). Избавляет от привязанности к физическому телу, а также от привязанностей угрожающих нашему духовному продвижению. Благосклонна по отношению к духовным силам. Связана с муладхара-чакрой и поднятием Кундалини.


    Ганеша - бог всего сущего, мудрости, благоразумия. Устраняет препятствия перед началом дела. Ганеша покоряет лживую суетность, гордыню, эгоистичность, дерзость. Успокаивает рациональный ум (левое полушарие головного мозга), рассеивает все его сомнения, наделяет твёрдостью. Воодушевляет и позволяет приобрести внутреннее равновесие. Является покровителем людей тонкого ума, которые не обманываются внешней формой.


    Дурга Янтра -"Непобедимая". Являет собой объединённое усилие божественных сил, приложенное к привнесению и восстановлению Вселенской Гармонии. Преображает зло в благую энергию. Уничтожает бедность, страдания, голод, дурные привычки, болезни, грехи, несправедливость, антирелигиозность, жестокость, леность. Приносит состояние безмятежности и чистоты.


    Одна из самых важных янтр. Ее называют еще "Янтра Космоса". Этой янтре поклоняются для исполнения самых разнообразных желаний. Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, являются обителями пяти шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Ам-бики и Парашакти. Четыре направленных вверх треугольника символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы иччхи, крийи, джняны и шанти. Треугольники олицетворяют йони. Бинду, восьмилепестковый лотос, лотос с шестнадцатью лепестками и бхупур являются символами Шивы. Таким образом, эта янтра представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос. Два кольца лепестков лотоса считаются сома-мандалой.

    Даттатрея Янтра - наиболее экуменическое из божеств индуизма, воплощающее в Себе все три триединые аспекты мироздания: Брахму - олицетворяющего силу созидания (принцип пространства), Вишну - олицетворяющего силу поддержания вселенной (принцип энергетических преобразований), и Шиву - олицетворяющего силу очищения для последующего созидания (принцип времени).



    — наиболее знаменитая из всех тантрических янтр. Представляя собой мистическое устройство космоса, Шри Янтра образована взаимным пересечением треугольников в двух направлениях: четыре вершинами вверх, символизируя мужской принцип, и пять вершинами вниз, символизируя женский принцип. Пять треугольников, направленных вниз, на санскрите называются Панча Маха Бхута (пять великих элементов): Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир. Четыре элемента из этих пяти знакомы нам, а пятый элемент, эфир, чуть более загадочен. Этот элемент, как ни странно, является дверями к знанию вселенной, которое хранится не в физической реальности, а доступно только посредством ума. Эта янтра дает образ полноты и целостности существования, для того чтобы адепт мог поместить этот образ внутрь для окончательного постижения своего единства со вселенной.


Шри Янтра (Трипура Сундари)

Поклонение Шри-Видье было распространено в с самых древних времен. Приверженцем Шри-Видьи был Свами Говиндалада, учитель Ади Шанкарачарьи (первого Шанкарачарьи). Он посвятил Шанкару в правила поклонения Шри-Видье, и Шанкара написал об этом одухотворенную книгу под названием «Саундарийя-Лахири». Многие современники Шанкары - Сурешвара, Падмапада, Видьяранья Свами - также поклонялись Шри-Видье. Брат Чайтанъи, известный как Прабху Нитьянанда, был вайшнавом, и все же поклонялся Шри-Видье. Известный шиваитский учитель Абхинавагупта поклонялся Шри- Видье наряду с Шивой. Таким образом, поклонение Шри-Видье было распространено среди тактов, ведантачарьев, вайшнавов и шайвов.

Шри-Видья, или Шодаши, является третьей из десяти махавидий. Она известна под различными именами: Сундари, Лалита, Трипура-Сундари, Шодаши и Бала. Для поклонения Шри-Видье необходимо понять ее янтру, которая является самой удивительной из всех янтр и называется шри-янтрой, шри-чакрой или лалита-чакрой. Правила поклонения Шри Янтре, метод ее построения и полное толкование приведены в «Саундарийя-Лахири». Они основаны на древнейшем духовном пути, самайя-матеу поскольку Шанкара был ведантачарьей, посвященным в самайя-мат. Этот путь отличается от каула-мата, чистого поклонения Шакти. Разница между этими двумя школами заключается в построении янтры.

Приверженцы самайя-мата строят Шри Янтру так, что в ней имеются пять треугольников, обращенных вершиной вверх, и четыре треугольника, обращенных вершиной вниз. В каула-мате все наоборот: пять треугольников обращены вершиной вниз, а четыре - вершиной вверх. Эти янтры получили различные названия: первую называют шриштхи- крама («закон развития»), а вторую - самхара-крама («закон исчезновения «), Легко заметным внешним отличием двух янтр является центральный треугольник с бинду. В самайя-мате этот центральный треугольник обращен вершиной вверх, а в каула-мате - вершиной вниз. В каула-мате построение этой янтры считается тайной, известной только посвященным. Но в «Лалита-Сахасранаме» описывается метод построения Шри Янтры.

Шри Янтра очень притягательна и могущественна. Она состоит из девяти пересекающихся треугольников. Четыре из них обращены вершинами вверх, а остальные - вершинами вниз. Четыре обращенных вершинами вверх треугольника относятся к Шиве, а оставшиеся пять являются треугольниками Шакти. Сочетание девяти треугольников образует Шри Янтру - самую динамичную из всех янтр. Если начертить сходную схему, состоящую из восьми пересекающихся треугольников, четыре из которых направлены вверх и четыре - вниз, то получится уравновешенная, статичная фигура. Вызванное добавлением еще одного треугольника нарушение равновесия делает янтру динамичной и более мощной.

Шри Янтра представляет собой единственную асимметричную схему, однако ее красота заключается в том, что на первый взгляд она кажется симметричной. В целях поклонения Шри Янтру изображают на медных, серебряных и золотых пластинах в виде плоского рисунка или выпуклого рельефа, выложенного камнями, кварцем, хрусталем и самоцветами. Последний тип изображений Шри Янтры имеет форму пирамиды; в древности существовало множество подобных янтр. Обычно Шри Янтра олицетворяет тело богини Трипура-Сундари, хотя в некоторых текстах ее называют пупком Божественной Матери. Действительно, существуют скульптурные изображения Божественной матери, в области пупка которой начертана Шри Янтра. Шри Янтру называют также «янтрой космоса». В «Бхайраваямала- тантре» четко сказано, что янтра Трипура-Сундари отражает форму космоса. В «Кама- калавиласе» говорится, что Шри Янтра построена на тех же принципах, что и человеческое тело.

В Шри Янтре также есть девять чакр (групп), аналогичных девяти чакрам (психическим центрам) в теле человека:

1. Бинду.
2. Трикон (центральный треугольник, содержащий бинду).
3. Агитар (группа из восьми треуголь ников вне трикона).
4. Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников).
5. Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников).
6. Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников).
7. Аштадала (кольцо из восьми лепестков лотоса).
8. Шодашадала (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса).
9. Бхупур (квадрат с четырьмя вратами).

В отношении Шри Янтры слово чакра означает группу (буквально «круг») структурных элементов, а не психические центры кундалини-йоги, однако между девятью фигурами шри- янтры и этими психическими центрами существует определенная связь, представленная в таблице.

Место в теле Название чакры Количество лепестков Элемент шри янтры
Бху-мадхья (межбровье) Аджня 2 Бинду
Ламбика (между носом и горлом) Индра-йони 8 Трикон
Кантха (горло) Вишуддха 16 Аштар (группа из восьми треугольников)
Хридайя (сердце) Анахата 12 Антардашар (группа из десяти внутренних треугольников)
Набхи (пупок) Манипура 10 Бахирдашар (группа из десяти внешних треугольников)
Васти (ниже пупка) Свадхистхана 6 Чатурдашар (группа из четырнадцати треугольников)
Муладхар (тазовая область) Муладхара 4 Аштадал (кольцо из восьми лепестков лотоса)
Таддходеша (ноги) Кул 6 Шодашдал (кольцо из шестнадцати лепестков лотоса)
Таддходеша (стопы) Акул 1000 Бхупур

В «Камакалавиласа-агаме» утверждается, что практикующему совершенно необходимо постичь подлинную форму богини Трипура-Сундари, а единственный способ сделать это - понять ее символическую форму, Шри Янтру. Таким образом, становится ясно, что Шри Янтра представляет собой:

  • образ космоса (схему его развития и эволюции);
  • образ человеческого тела (схему его внутреннего строения);
  • образ богини Трипура-Сундари (поскольку эта богиня является энергией, пронизывающей весь феноменальный мир).

Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, или треугольников Шакти, проявляются как пять танматр (слух, осязание, зрение, вкус и обоняние), пять махабхут (акаша, воздух, огонь, вода и земля), пять органов чувств (уши, кожа, глаза, язык и нос) и пять органов действия (руки, ноги, рот, половые органы и анус). В человеческом теле эти пять элементов еще проявляются как кожа, нервы, плоть, жир и кости.

Четыре обращенных вершиной вверх треугольника - треугольники Шивы - олицетворяют мужскую энергию и проявляются как читта (субстанция сознания), буддхи (интеллект, высший разум), ахамкара (самоосознание, ощущение собственного «я», эго) и манас (ум, низший разум).

Когда пять направленных вершиной вниз и четыре направленных вершиной вверх треугольника пересекаются и накладываются, возникают сорок три новых треугольника - подобно тому, как взаимодействие мужской и женской сил в космосе порождает разнообразные объекты феноменального мира.

Подобно бинду в центре, который символизирует Божественную Мать, бинду в сахасрара-чакре олицетворяет индивидуальное сознание, которое есть «Я» (джива), душа, дух, или Атман.


Бинду

Бинду, точка внутри центрального треугольника и янтры, именуется также сарваанандамайи-чакра, то есть «чакра совершенного блаженства». Бинду представляет собой семя всей вселенной, оно пребывает вне времени и пространства. В этом бинду в вечном единении пребывают Камешвара (бог комы, желания) и Камешвари (шакти стремления к окончательному единению). Камешвара и Камешвари пребывают в человеческом теле выше сома-чакры - в сахасрара-чакре, чакре лотоса с тысячей лепестков.

При медитации на Шри Янтре поклонение вечному союзу Шивы и Шакти осуществляется посредством сосредоточения на бинду. Поклонение ишта-девате (личному божеству) и гуру также проводится сосредоточением на бинду. Бинду представляет собой завершающую точку янтры, однако центральное положение делает его и началом янтры. Без понимания важности этой точки невозможно построить янтру. Бинду является изначальной причиной, семенем янтры. Любое поклонение Шри Янтре завершается медитацией на бинду.

Трикон

Трикон, который иначе называют сарва-сиддхи-прада-чакрой, представляет собой основной треугольник, содержащий в себе бинду. В каула-мате он изображается обращенным вершиной вниз. Согласно Тантре, этим треугольником становится сам бинду, стремящийся проявиться. Трикон создан сиянием бинду. Бинду - семя дерева творения, и он остается внутри него в своей тонкой форме. Когда завершается период покоя и начинается эпоха движения, бинду порождает трикон: скрытое становится проявленным. Три стороны трикона принадлежат трем богиням - Камешвари, Бриджешвари и Агамалини, - которые шествуют в сопровождении трех гун (саттвы, раджаса и тамаса). Три основных отрезка трикона представляют собой питхи («обители»), представленные и в человеческом теле:

1. Камакшья-питха соответствует муладхара-чакре.
2. Пурнагири-питха соответствует анахата-чакре.
3. Джаландхара-питха соответствует вишуддха-чакре.

Помимо того, трикон олицетворяет йони (женский половой орган), изначальную Пракрита с тремя тунами, тремя состояниями сознания: джагратом (бодрствованием), свайной (сновидением) и сушупти (глубоким сном). В период покоя изначальная Пракрита неподвижна и остается в форме бинду, а в период движения приходит в движение и становится триконом. Она является той же силой, которая известна в Тантре как Божественная Мать Трипура-Сундари, Трипура или Шри-Видья. По утверждению «Кама- калавиласы», между бинду (Шивой) и триконом (Шакти) нет никакой разницы. Камешвара и Камешвари становятся тремя аспектами сознания - распознаванием, действием и наклонностью, то есть пониманием, действием и ощущением. Название сарва-сиддхи-прада означает «наделяющее всеми силами (сиддхи)». Медитация на этой чакре приносит могущество.

Аштар

Аштар, группа из восьми треугольников, именуется также сарва-рог-хара-чакрой - «чакрой, избавляющей от всех недугов». Восемь треугольников представляют собой восемь йони, образующих восьмерицу всего сущего. Тантристы изображают Камешвару четырехруким и держащим в руках четыре различных приспособления; Камешвари также имеет четыре руки. Эти восемь инструментов в руках Камешвары и Камешвари и олицетворяются восемью треугольниками. Кроме того, эти треугольники соответствуют восьми богиням, которые носят имена Вашини, Камешвари, Модини, Вимала, Аруна, Джаяйни, Сарвешвари и Каулини.

Эту чакру называют также агник-хандой, «обителью огня»; в ней присутствуют десять энергий огня: Ушма, Джвалини, Виспхулингини, Сушри, Сурупа, Капила, Хавьяваха, Кавьяваха, Праспху-тика и Шит. Аштар считается подлинной шри-янтрой. Восемь треугольников аштара и один треугольник трикона - в сумме девять - называют навдвара- чакрой, краеугольным камнем феноменального мира. В тантрических текстах человеческое тело также называют навдвара-чакрой, так как оно имеет девять врат.

Поклонение аштару, трикону и бинду приносит защиту, могущество и блаженство и избавляет от любых душевных, умственных и физических недугов.

Антардашар

Антардашар - группу из десяти треугольников, окружающих аштар, - называют также сарва-ракшакара-чакрой, «чакрой, обеспечивающей полную защиту». Такая защита достигается не внешними силами, а внутренней дисциплинированностью. Эта чакра обладает способностью защищать по той причине, что она представляет собой «пункт управления» пятью органами действия и пятью органами чувств. Управляющий десятью индрийями человек обретает защиту от любых внешних раздражителей.

В десяти треугольниках восседают десять йони, или шакти: Сарваджня, Сарва-Шакти- Прада, Сарва-Айшвари-Прада, Сарва-Джнянамайи, Сарва-Вьядхи-Нашини, Сарвадхара, Сарва-Пап-Хара, Сарва-Анандамайи, Сарва-Ракша и Сарва-Айп-сат-Пхал-Прада. Эти богини соответствуют десяти телесным огням и отвечают за следующие функции: речака (очищение), пачака (пищеварение), шочака (высыхание, впитывание), дахака (сжигание), плавака (извлечение сущности, выделение белков), кшарака (окисление), уддхарака (извлечение), кшобхака (возникновение подавленности), джрамбхака (усваивание) и мохака (возникновение привлекательности).

Способность управлять десятью огнями путем подчинения десяти индрий обеспечивает человеку полную защиту.

Бахирдашар

Бахирдашар - группу из десяти треугольников, окружающих антардашар, - также называют сарва-артха-садхака-чакрой, «чакрой, делающей возможной любое осознание». В санскрите слово артха означает «деньги», а также «смысл». Эта чакра наделяет человека способностью осознавать все вокруг, делать свою жизнь осмысленной. В десяти треугольниках пребывают десять йони, или шакти: Сарва-Сампада-Прада, Сарва- Прийянкари, Сарва-Мангал-Карини, Сарва-Кама-Прада, Сарва-Духкха-Сва-вимочини, Сарва-Мритью-Прашамни, Сарва-Виджня-Ниварни, Сарван-Сунда-ри, Сарва- Саубхаджнядайини и Сарва-Сиддхи-Прада. Эти шакти управляют десятью пранами тела под названиями: прана, апана, самана, вьяна, удана, курма, крикила, нага, дхананджайям девадутта. Именно благодаря пране все становится живым и обретает значение, то есть исполняется артха.

Медитация на этой чакре помогает человеку достичь контроля над праной, а такой контроль позволяет управлять разумом. Разум действует посредством десяти индрий (пяти органов действия и пяти органов чувств). Органы чувств делают осмысленным внешний мир, а органы действия обеспечивают человека возможностью добиваться желаемого и насыщать органы чувств - однако в отсутствие праны ни одна из групп органов не способна функционировать.

Чатурдашар

Группа из четырнадцати внешних треугольников, или йони, называется чатурдашар или сарва-саубхаджня-дайяк-чакра. В этих йони пребывают следующие шакти: Сарва- Санкшобини, Сарва-Вид-Дравани, Сарва-Акаршини, Сарва-Ахладини, Сарва-Саммохини, Сарва-Истамбхини, Сарва-Джамбхини, Сарва-Шанкари, Сарва-Ранджини, Сарвонмадини, Сарва-Артха-Садхини, Сарва-Сампатти-Пурни, Сарва-Мантрамайи и Сарва- Двандкшьякари. Эти богини отвечают за четырнадцать Нади: аламбуша, куху, виш-водари, варуни, хастджихва, яшодари, пайясвани, гандхари, пуша, шанкхини, са-расвати, ида, пингала, сушумна (подробности см. в «Иогашикха-упанишаде»). Четырнадцать шакти пребывают в манасе (разуме), буддхи (интеллекте), читте (субстанции сознания) и ахамкаре (самоосознании, эго) и десяти индриях. Таким образом, они представляют собой внешние очертания янтры и человеческого тела (микрокосма). Эти богини приносят удачу, о чем свидетельствует само название: сарва-саубхаджня-дайяк-чакра - «чакра, приносящая удачу».

Аштадала

Аштадала, кольцо из восьми лепестков лотоса, известна также как сарва-санко-шобан- чакра. Эти лепестки являются обителями восьми богинь по имени Анан-Кусма, Анан-Мекхла, Анан-Мадна, Анан-Маданатура, Анан-Рекха, Анан-Вегини, Анан-Мадананкуша и Анан- Малини. Их функции: вачана (речь), адана (перенос), гамана (уход), висарга (возвышение), ананда (блаженство), хана (отсутствие), упаЭдня (дарение), умекшя (пренебрежение). Эти восемь лепестков символизируют такие категории: рупа (форма), раса (вкус), гандха (запах), спарша (прикосновение), шабда (звук), нада (изначальное звучание), пракрита (изначальная природа) и пуруша (высшее «Я»).

Шодашадала

Кольцо из шестнадцати лепестков лотоса под названием шодашадала именуется также сарва-ашапурака-чакрой: «чакрой исполнения всех надежд, воплощения в жизнь любых ожиданий». Это чакра исполнения желаний. В шестнадцати лепестках кроются шестнадцать шакти: Кама-каршини, Буддхийякаршини, Ахамкара-каршини, Шабдакаршини, Спаршакар- шини, Рупакаршини, Расакаршини, Ган-дхакаршини, Читтакаршини, Дхайрь-якаршини, Исмритъякаршини, Намакаршини, Биджакаршини, Атмакарши-ни, Амритакаршини и Шариракаршини. Эти шакти проявляются посредством шестнадцати орудий: пяти элементов, десяти индрий и одного Разума.

Два кольца лепестков лотоса связаны с лунной энергией, а группы из сорока трех треугольников - с солнечной. Такое соотношение делает янтру динамичной: она проявляется как сочетание лунной и солнечной энергий, то есть в форме электромагнитной энергии.

Бхупур

Бхупур, квадрат с четырьмя вратами, иначе называют трайелока-мохана-чакрой, «чакрой, привлекающей три локи (мира, или плана)». К локам относятся физический мир (бхулока), астральный план (бху-варлока) и небесный мир (сваргалока).

Обычно бхупур считается обителью янтры местом пребывания шакти; он олицетворяет грубое материальное явление, в котором эта шакти кроется на протяжении цикла сотворения и сохранения. К бхупуру относятся все стражи восьми сторон света (дикпалы). Кроме того, бхупур символизирует десять сиддхи. К ним относятся: анима (умение становиться ничтожно малым), лагхима (сверхлегкость, левитация), махима (могущество, умение становиться бесконечно большим), ишатава (власть над другими), вашитва (магнетизм, власть над энергиями), пракамъя (способность принимать желаемую форму), бхукти (власть), иччха (воля), прапти (достижение духа) и мукти (способность исполнять любые желания). В нем пребывают также «восемь матерей»: Брахми, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Айндри, Чамунда, Махалакшми. Эта чакра представляет собой место соединения трех речных потоков: Ганги (лунного), Ямуны (солнечного) и Сарасвати (нейтрального); по этой причине ее называют тиртхараджей (царем всех мест паломничества).

С символической точки зрения, она представляет собой место слияния грубой и тонкой энергий. В отличие от каула-мата, в самайя-мате принято очерчивать вокруг лотоса с шестнадцатью лепестками еще три кольца, которые призваны олицетворять три различные ипостаси Божественной Матери: Пашьянти, Мадхьяму и Вайкхири. Собирательное название этой троицы - Пара-Вани (на иллюстрациях в нашей книге эти три кольца не изображаются). Кроме того, в каула-мате существует специальная янтра для Шодаши, или Трипура-Сундари (она входит в число янтр для десяти махавидий, помимо дополнительной Шри Янтры). В черно-белом варианте Шри Янтра выглядит достаточно сложной, однако на цветном изображении все чакры оказываются четко очерченными, и эта янтра становится настоящим празднеством для глаз. Этой янтре поклоняются для исполнения самых разнообразных желаний.

Пять треугольников, обращенных вершиной вниз, являются обителями пяти шакти: Пармы, Раудри, Джайештхи, Амбики и Парашакти. Четыре направленных вверх треугольника символизируют мужское начало, Шиву, а также принципы иччхи, крийи, джняны и шанти. Треугольники олицетворяют йони. Бинду, восьми лепестковый лотос, лотос с шестнадцатью лепестками и бхупур являются символами Шивы. Таким образом, эта янтра представляет собой слияние элементов Шивы и Шакти, единство которых составляет весь космос. Два кольца лепестков лотоса считаются сомамандалой, «лунной мандалой». Следует медитировать на каждой из девяти описанных выше чакр, в надлежащем порядке проговаривая звуки санскрита. Поклонение этой янтре приносит самые разнообразные силы и достижения, однако его необходимо проводить под руководством наставника, гуру, посвященного в таинства Шри-Видьи. Важно помнить, что медитацию на Шри Янтре не следует проводить по ночам, так как для работы с таким сложным узором глазам требуется дневной свет.

Хариш Джохари. Инструменты для тантры, Шри Янтра

– одна из самых известных янтр , это один из древнейших геометрических символов или диаграмм, который структурно изображает Вселенную и позволяет сонастроиться с огромными потоками энергии и привнести их в свою жизнь. Это достигается путем остановки внутреннего диалога при созерцании. Когда мы переводим свой взгляд по квадратам, треугольникам и окружностям Шри Янтры и наши мысли постепенно исчезают и растворяются, и становимся способны не только понимать энергию , а еще и чувствовать ее через связь со Шри Янтрой .

Каждая фигура мистического изображения Шри Янтры несет определенное смысловое значение. изображается как квадрат или четырехугольник – это защита от внешних влияний, с символическими дверями на все стороны света. Внутри этого квадрата расположены круги – это символические изображения лотосов, а внутри этих кругов звезда с 16ю углами, которая состоит из 43 треугольников направленных вершиной вверх и вниз и олицетворяющих мужскую энергию соответственно. А в центре находится точка – бинду , точка отсчета, импульс развития.
Давно и много написано, что это мистическое изображение уравновешивает работу правого и левого полушарий мозга. И людям правополушарным – креативным, интуитивным и творческим, она помогает сосредоточиться, сконцентрироваться и доводить все начатое до своего логического завершения. А людям левополушарным позволяет настроить канал интуиции и чувствования, привносит в их жизнь озарение и видение красоты мира. Все это, к какому бы типу людей вы не относились, ведет к гармонии и слаженности не только работы головного мозга, но и энергии , и ее проявлений.
Поэтому выбирайте понравившееся изображение Шри Янтры , более близкое вам, помещайте ее изображение на уровне глаз и приступайте к созерцанию в позе, удобной вам для медитации.
Сначала совершите несколько вдохов и выдохов, а затем, продолжая спокойно дышать, найдите свои вниманием красную точку в центре. Пусть ваше внимание и взгляд постепенно перемещаются по всем частям Шри Янтры , пусть ваше внимание успокаивается, как и внутренний диалог. Если мысли мешают и отвлекают, вы можете мысленно или вслух, если есть возможность, пропевать или произносить звук «ОМ» . Когда вы почувствуете не только внешнее, но и внутреннее спокойствие, прикройте глаза. Пусть изображение Шри Янтры или ее частей воссоздадутся на вашем внутреннем экране. А затем вновь откройте глаза, осознайте вашу внутреннюю безмолвность и энергетическую целостность. Если захочется поспать – поспите, захочется еще посмотреть на Янтру – посмотрите, чувствуйте себя, свое состояние.
Состояние – это ваше внутреннее переживание, оно невозможно без практики и его сложно описать словами, ведь каждый из нас воспринимает мир и энергию по своему. Лучше вы, попробовав эту медитацию, поделитесь своими осознаниями и переживаниями. Удачи!