В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников егэ продолжает горький. В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев? по пьесе На дне (Горький Максим) Традиции

В чем свое­об­ра­зие горь­ков­ско­го героя и тра­ди­ции кого из пред­ше­ствен­ни­ков про­дол­жа­ет Горький, со­зда­вая своих героев?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Лука (задумчиво, Бубнову) . Вот... ты говоришь — правда... Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил...

Бубнов. Во что-о?

Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле — особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду... а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю...» Одна у него радость была — земля эта...

Пепел. Ну? Пошел?

Бубнов. Куда? Хо-хо!

Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет!..

Пепел (негромко) . Ну? Нету? Бубнов хохочет.

Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?

Лука. Человек — не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет... Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему — раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился!.. Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.

М. Горький «На дне»

Укажите жанр произведения, из ко­то­ро­го взят фрагмент.

Пояснение.

Фрагмент взят из драмы. Дадим определение.

Драма - один из ос­нов­ных родов ху­до­же­ствен­ной литературы. В ши­ро­ком смыс­ле слова дра­мой на­зы­ва­ет­ся вся­кое ли­те­ра­тур­ное произведение, на­пи­сан­ное в форме раз­го­во­ра дей­ству­ю­щих лиц, без ав­тор­ской речи.

В пьесе М. Горь­ко­го «На дне» от­ра­жа­ет­ся жизнь людей, опу­стив­ших­ся на дно своей жизни, од­на­ко про­бле­ма­ти­ка про­из­ве­де­ния со­сто­ит в том, что «дно» для каж­до­го из ге­ро­ев разное.

Ответ: драма.

Вероника Лихачева 18.01.2015 16:52

Ука­жи­те!ЖАНР! про­из­ве­де­ния, из ко­то­ро­го взят фраг­мент.

Фраг­мент взят из!ДРАМЫ!. Дадим опре­де­ле­ние.

Драма - один из ос­нов­ных!РОДОВ! ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры.

В!ПЬЕСЕ! М. Горь­ко­го «На дне» от­ра­жа­ет­ся жизнь людей...

__________________________________

Почему же тогда это не комедия? И почему не пьеса?

Татьяна Стаценко

Драма - слово, имеющее несколько значений. Драма - это не только РОД литературы, на и литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. По литературному жанру пьеса “На дне” является драмой. Для драмы характерны сюжетность и конфликтность действия.

ПЬЕСА же (франц. piece - «вещь», «кусок») - как драматургический термин применяется для тех произведений, которые затруднительно отнести к каким-либо из уже канонизированных теорией жанров. Являясь наиболее общим, универсальным обозначением драматических произведений и имея возможность объединить в себе все драматургические жанры, пьеса нивелировала каждый из них и тем самым лишилась индивидуальных свойств. Таким образом, развитие драматургии идет не к закреплению пьесы как жанра, а, напротив, к созданию целого ряда новых жанров, имеющих рельефное индивидуальное очертание и лишенных той аморфности и гибридности, которые составляют существо пьесы.

Во фраг­мен­те изоб­ра­же­но острое столк­но­ве­ние по­зи­ций героев. Как на­зы­ва­ет­ся такое столк­но­ве­ние в произведении?

Пояснение.

Такое столк­но­ве­ние в про­из­ве­де­нии на­зы­ва­ет­ся конфликт. Дадим определение.

Конфликт - разногласие, столкновение, ле­жа­щее в ос­но­ве борь­бы дей­ству­ю­щих лиц в ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии (драме, рассказе, повести, поэме и т. д.).

Ответ: конфликт

Установите со­от­вет­ствие между тремя ос­нов­ны­ми персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фрагменте, и родом их занятий.

A Б В

Пояснение.

Лука — очень не­од­но­знач­ный пер­со­наж пьесы. Это по­жи­лой странник, ко­то­рый на не­ко­то­рое время по­яв­ля­ет­ся в ночлежке. Л. уте­ша­ет людей. Но как можно уте­шить этих вы­бро­шен­ных из жизни, опу­стив­ших­ся на дно ее людей? Л. при­бе­га­ет ко лжи. Но это ложь во спасение. Уми­ра­ю­щей Анне, ко­то­рой не­че­го вспом­нить в жизни хорошего, Л. говорит, что на том свете ей будет очень хорошо. Про­сти­тут­ка Настя всем рассказывает, что в ее жизни была боль­шая любовь. В ответ все смеются. Но Лука говорит, что если она верит, значит, эта лю­бовь у нее дей­стви­тель­но была. Вора Вась­ку Пепла Л. уго­ва­ри­ва­ет по­ехать в Сибирь, по­то­му что там он смо­жет чест­но работать. Ал­ко­го­ли­ку Ак­те­ру Л. рас­ска­зы­ва­ет о бес­плат­ной лечебнице, где лечат от пьянства. Он уго­ва­ри­ва­ет его под­го­то­вить­ся к лечению, взять себя в руки. Обос­но­вы­вая то, что нужно жа­леть человека, Л. рассказывает, как когда-то сам по­жа­лел грабителей, чем их спас. Иначе они убили бы его и сги­ну­ли на каторге. Также Л. рас­ска­зы­ва­ет прит­чу о «праведной земле». Один бед­ный че­ло­век верил в су­ще­ство­ва­ние такой земли. Но на карте у уче­но­го ее не оказалось. Че­ло­век разо­ча­ро­вал­ся во всем и повесился. Так Л. хочет по­ка­зать не­об­хо­ди­мость жа­ло­сти и на­деж­ды для каж­до­го человека. Л. ис­че­за­ет неожиданно, во время за­вя­зав­шей­ся драки, когда Пепел уби­ва­ет Костылева. Такое ис­чез­но­ве­ние вос­при­ни­ма­ет­ся неоднозначно. В по­след­нем дей­ствии ноч­леж­ни­ки вспо­ми­на­ют о Л., вы­ска­зы­вая раз­лич­ные точки зре­ния на ложь утешительную.

Бубнов — картузник, один из оби­та­те­лей ночлежки. Мы узнаем, что в про­шлом он был вла­дель­цем кра­силь­ной мастерской. Но об­сто­я­тель­ства изменились, его жена со­шлась с мастером, и ему, чтоб остать­ся в живых, при­ш­лось уйти. Те­перь этот че­ло­век опу­стил­ся на самое дно. По­зи­ция Б. — это скепсис, фатализм, он все­гда при­ни­жа­ет человека. Он жесток, не же­ла­ет со­хра­нять в себе какие-либо хо­ро­шие качества. В нем нет ни капли сострадания. На прось­бу уми­ра­ю­щей Анны вести себя потише, он отвечает: «шум - смер­ти не помеха...». Он считает, что «все люди на земле - лишние...». С точки зре­ния Б., имен­но на аб­со­лют­ном дне жизни об­на­жа­ет­ся ис­тин­ная сущ­ность человека, с него сле­та­ет на­сло­е­ние цивилизованной, куль­тур­ной жизни: «...все слиняло, один голый че­ло­век остался». Видимо, тем самым он хочет ска­зать о жи­вот­ной сущ­но­сти человека. Б. видит в нем лишь низкое, эгоистичное, не желая при­ни­мать во вни­ма­ние раз­ви­тие общественной, куль­тур­ной жизни. В этом слу­чае можно счи­тать зна­чи­тель­ной такую его фразу: «Выходит - сна­ру­жи как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!» Опу­стив­шись на самое дно жизни, Б. уже не верит в человека, он за­ни­ма­ет пас­сив­ную не толь­ко внешнюю, но и внут­рен­нюю позицию.

Пепел — оби­та­тель ночлежки, потом­ствен­ный вор. П. — лю­бов­ник жены хо­зя­и­на ноч­леж­ки Василисы. Это очень же­сто­кая женщина, ко­то­рая по­сто­ян­но тол­ка­ет того на воровство. Но П. на­до­е­ла такая жизнь. Ему хо­чет­ся стать чест­ным человеком. Он влюб­ля­ет­ся в сест­ру Ва­си­ли­сы Наташу, хо­ро­шую девушку, жерт­ву хо­зя­ев жизни. П. при­зна­ет­ся де­вуш­ке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука при­зы­ва­ет П. идти ра­бо­тать в Сибирь. Там П. же­ла­ет стать по­ря­доч­ным и честным. Ва­си­ли­са рев­ну­ет П., за­пи­ра­ет дома и из­би­ва­ет Наташу. Позже, в за­вя­зав­шей­ся драке П. уби­ва­ет Костылева. Мы понимаем, что те­перь ему пря­мой путь в тюрь­му или на каторгу.

Ответ: 432

Установите со­от­вет­ствие между тремя ос­нов­ны­ми персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фрагменте, и их даль­ней­шей судьбой.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Пояснение.

А−2: Лука вне­зап­но ис­че­за­ет из ночлежки.

Лука ис­че­за­ет неожиданно, во время за­вя­зав­шей­ся драки, когда Пепел уби­ва­ет Костылева. Такое ис­чез­но­ве­ние вос­при­ни­ма­ет­ся неоднозначно. В по­след­нем дей­ствии ноч­леж­ни­ки вспо­ми­на­ют о Л., вы­ска­зы­вая раз­лич­ные точки зре­ния на ложь утешительную.

Б−1: Буб­нов хотел бы иметь бес­плат­ный трактир.

В−4: Пепел уби­ва­ет хо­зя­и­на ночлежки.

Влюбляется в сест­ру Василисы — Наташу, хо­ро­шую девушку, жерт­ву хо­зя­ев жизни. П. при­зна­ет­ся де­вуш­ке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука при­зы­ва­ет П. идти ра­бо­тать в Сибирь. Там П. же­ла­ет стать по­ря­доч­ным и честным. Ва­си­ли­са рев­ну­ет П., за­пи­ра­ет дома и из­би­ва­ет Наташу. Позже, в за­вя­зав­шей­ся драке П. уби­ва­ет Костылева. Мы понимаем, что те­перь ему пря­мой путь в тюрь­му или на каторгу.

Ответ: 214

В своей речи Лука рас­ска­зы­ва­ет о герое, ко­то­рый не участ­ву­ет в действии. Как в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии на­зы­ва­ет­ся такой персонаж?

Пояснение.

Такой пер­со­наж на­зы­ва­ет­ся внесценический. Дадим определение.

Внесценический пер­со­наж - это персонаж, ко­то­рый упо­ми­на­ет­ся в речах персонажей, на­хо­дя­щих­ся на сцене, но сам на сцене не появляется. Внес­це­ни­че­ские пер­со­на­жи осо­бен­но важны для ха­рак­те­ри­сти­ки общества, лиц, их упоминающих.

Ответ: внесценический

Рассуждая над проблемой, писатель использует такие средства драматургии, как вопросно-ответная форма изложения, монологи Луки, междометия («Бубнов. Куда? Хо-хо!») и повторы («Лука. Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной - нет!..») в высказываниях героев, которые делают их диалог более оживленным.

Пояснение.

Горьковские герои-ночлежники имеют одну характерную особенность - все они «бывшие люди», люди, опустившиеся на «дно жизни», обладавшие прошлым, но в силу различных обстоятельств всего этого лишившиеся.

Обитатели дна очень напоминают «маленьких людей» Гоголя, Пушкина, Достоевского.

Плеяду «маленьких людей» открыл пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин, продолжили гоголевский Башмачкин и Мармеладов Достоевского. «Маленький» человек в литературе - это не только человек низкого чина, без высокого социального статуса, но и человек, потерявшийся в жизни, испытывающий страх перед нею, утративший интерес и смысл своего существования. Таков Самсон Вырин: потеряв дочь, он спился. Таков Башмачкин: всю жизнь копил на шинель, а когда её украли, умер. Таков Мармеладов, который старается забыть, что дочь его на панели очутилась, чтобы кормить семью, ведь он прокормить детей и жену не может.

У всех этих героев нет будущего, потому что они жалкие, не способные противостоять обстоятельствам, пробуждающие в читателях жалость, а не уважение. А ведь Человека «уважать надо», - говорит Сатин в известном монологе. Но Человек должен сам сделать так, чтобы его уважали, а не «унижали жалостью».

В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников егэ продолжает горький. Скачай три файла и получи приз! (условия смотри ниже)

На данном сайте представлены: Пушкиным последней главе романа «Евгений Онегин»: «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай» (Байрон)?. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать двойником Печорина?. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей xix века продолжил эту традицию?. Какова главная тема данного фрагмента и как драматургические средства помогают ее раскрыть?. Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?. Какие общечеловеческие пороки раскрывает Гоголь в «Ревизоре» и в каких еще произведениях русской литературы обличаются эти недостатки?. Какую роль сыграло событие, о котором рассказывается в этом эпизоде, в дальнейшей судьбе героя?. В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников, продолжает Горький, создавая своих героев?. Грибоедов «Горе от ума»год Задания части С.. Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой».. В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»?. В чем сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?. Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?. Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте?. Почему Тургенев заканчивает полемический роман словами о «великом спокойствии» и «вечном примирении» и как позицию автора «Отцов и детей» оценили современники автора?. Какой художественный прием положен в основу названия?. Можно ли счатать последнюю сцену драмы М.. В каких произведенииях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н.. Объясните значение слов «война» и «мир» с точки зрения Л.. Сатин или Лука главный герой пьесы М.. В чем смысл конфликта в ранних романтических рассказах М.. Почему каждый из героев «Горе от ума» увидел «безумие» Чацкого в разных проявлениях?. Можно ли считать судьбу Чацкого трагической, и почему Грибоедов называет пьесу «Горе от ума» комедией?. Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?. В каких произведениях русской классики звучит тема детства и в чем, по-вашему, особенность звучания этой темы в романе «Преступление и наказание»?. Толстого «Война и мир») Является ли князь Андрей Болконский авторским идеалом (по роману Л.. Согласны ли вы с утверждением, что дуэль Базарова и П.. В чем, по-вашему, трагедия главного героя рассказа И.. Какая тема, важная для дальнейшего развития сюжета, впервые прозвучала именно в этой сцене грибоедовской пьесы?

Количество комментариев: 87

В данном произведении Горький описывает людей достигших самого низа, "люди дна". Каждый из героев в прошлом имел свое положение в жизни, социальный статус, но по некоторым обстоятельствам этого лишился.

Человек "на дне" есть у Гоголя Н.В. в произведении "Мертвые души". Плюшкин - богатый помещик, который потерял все свое имение после смерти жены. Он ожесточился, стал подозрительнее и скупее. Из-за своей жадности, все что видел, тащил к себе домой, даже если оно не имело особого предназначения.

Также можно привести в пример господина Мармеладова из произведения Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Когда-то он был титулярным советником и богатым человеком, но в связи сокращения кадров Семен Мармеладов потерял свою должность, начал пить и тем самым скатился "на дно".

Обновлено: 2017-01-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

По просьбам трудящихся. Как этим пользоваться, как не запутаться. Нужно немного понять логику расположения заданий части С, в частности С1 и С2. Давайте рассмотрим пример, чтоб у Вас не было проблем.

Допустим, Вы прочитали произведение и хотите порешать тест и написать по нему сочинение. К примеру, это будет «Обломов» И.А. Гончарова. Находим произведение на странице, они расположены не хаотически, а по дате создания. И видим, что есть 4 варианта по этому произведению. Задания части С соответствуют в том порядке, в каком они расположены:

Слово о полку Игореве

Охарактеризуйте особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве».

В чём актуальность «Слова о полку Игореве» в наши дни?

Д.И. Фонвизин, «Недоросль» 1781

Вариант 1

С1.
Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?
С2.
В каких произведениях русских писателей сатирически отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д.И. Фонвизина?
С5.
Смешон или трагичен финал комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Почему комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?
В чем, по-вашему, заключается суть понятия «злонравие» и каковы формы его проявления (по комедии Фонвизина «Недоросль»)?
Каковы, по-вашему, основные проблемы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

А.С. Грибоедов «Горе от ума» 1824
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3

С1.
Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание Грибоедова: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика».
Какая тема, важная для дальнейшего развития сюжета, впервые прозвучала именно в этой сцене грибоедовской пьесы?

Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и её мужу?
С2.
В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает то же тема и в чем они созвучны с пьесой Грибоедова «Горе от ума»?
В чем проявилось в комедии противостояние «века нынешнего» и «века минувшего» и в каких произведениях русской литературы изображен конфликт поколений?

В каких произведениях русских писателей изображены герои-антиподы и в чём этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума»?
С5.
В чем сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?
Можно ли считать судьбу Чацкого трагической, и почему Грибоедов называет пьесу «Горе от ума» комедией?
Что скрывается за фразой А.И. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
Почему каждый из героев «Горе от ума» увидел «безумие» Чацкого в разных проявлениях?

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» 1831
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3

С1.
Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онеги
Почему автор «Евгения Онегина» стремится отобразить «низкую природу», жертвуя «высоким» слогом?

Почему выбор Татьяны Лариной пал именно на Евгения Онегина?
С2.
В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Евгением Онегиным»?
В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?

В каких произведениях русских писателей речь идёт о сватовстве и в чём эти произведения можно сопоставить с предложенным для анализа фрагментом?
С5.
В чем смысл финала романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
В чем, по-вашему, смысл эпиграфа, предпосланного первой главе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: «И жить торопится и чувствовать спешит». (Князь Вяземский)
В чем заключается драматизм судьбы Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Можно ли согласиться с утверждением, что в 8 главе романа «любовь Онегина Татьяна воспринимает как угрозу ее покою»? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
Как раскрывается тема личности и общества в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?
С какой целью А.С. Пушкин сталкивает в эпиграфах к 7 главе романа «Евгений Онегин» такие разные отношения к Москве: «Москва, России дочь любима, / Где равную тебе сыскать?» (И. Дмитриев); «Как не любить родной Москвы?» (Е. Баратынский); «Гоненья на Москву! что значит видеть свет! / Где ж лучше? Где нас нет». (А Грибоедов)?
Кто виноват в том, что Онегин и Ленский сходятся в смертельном поединке на дуэли (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)?
Как можно объяснить смысл эпиграфа, предпосланного А.С. Пушкиным последней главе романа «Евгений Онегин»: «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай» (Байрон)?
В чем причина «хандры» Онегина (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)?

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» 1836
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3

С1.
Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь, делает дворянина Гринева до конца свободным».
Какую роль сыграло событие, о котором рассказывается в этом эпизоде, в дальнейшей судьбе героя?
Как данный эпизод соотносится с эпиграфом к роману: «Береги честь с молоду»?
С2.
В каких произведениях русской литературы звучит тема дуэли и что сближает эти произведения с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина? (при сопоставлении укажите произведения и авторов).
Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» и какие русские писатели изображали в своих произведениях исторические события?
С5.
Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значительное место в сюжете романа? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)
В чем, по-вашему, смысл эпиграфа в первой главе романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: «Береги честь смолоду»?

Н.В. Гоголь «Ревизор» 1835
Вариант 1
Вариант 2

С1.
Какую роль играет приведенная сцена в развитии сюжета пьесы?
Каким предстает Городничий в данном эпизоде и какие драматургические средства способствуют раскрытию его характера?
С2.
В каких произведенииях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н.В. Гоголя «Ревизор»?
Какие общечеловеческие пороки раскрывает Гоголь в «Ревизоре» и в каких еще произведениях русской литературы обличаются эти недостатки?
С5.
В чем главная причина временного «воцарения» Хлестакова в уездном городишке N? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)
Кого можно считать положительным героем комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
В чем, по-вашему, смысл эпиграфа, предпосланного комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: «На зеракло неча пенять, коли рожа крива». (Народная пословица)
Что оказалось сдучайным, а что - закономерным в ситуации комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?
Что такое «хлестаковщина» (по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)?

Н.В. Гоголь «Мертвые души» 1841
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4

С1.
Какое значение имеет этот эпизод для понимания авторского замысла?
Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию?

Как в приведенном фрагменте раскрывается натура Манилова?

Как в приведённом фрагменте раскрывается характер Плюшкина?
С2.
Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения художественного творчества и в чем их позиция созвучна расзмышлениям автора «Мертвых душ»?
Укажите основные приемы сатирического изображения, которые Н.В. Гоголь использует в «Мертвых душах», и кто из русских писателей XIX-XX веков является продолжателем его традиций.

В каких произведениях русской литературы автор, подобно Н.В. Гоголю, смеётся над своими персонажами и в чём эти произведения можно сопоставить с «Мёртвыми душами»?

В каких произведениях русской литературы представлены провинциальные помещики и в чём этих персонажей можно сопоставить с Плюшкиным?
В каких произведениях русских писателей можно встретить жаждущих наживы героев и как эти произведения соотносятся с поэмой Гоголя «Мертвые души»?
С5.
Почему Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
С какой целью автор избрал в качестве главного героя плута и мошенника Чичикова (По повести Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?
Как сочетается в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя «видимый миру смех и незримые… слезы»?
Кого из персонажей поэмы Гоголя «Мертвые души» можно считать положительным героем?
Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» историю жизни П.И. Чичикова? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)
Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мертвые души» «Повесть о капитане Копейкине»?
Почему Плюшкин единственный из всех персонажей-помещиков имеет предысторию? (по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»)?
Почему в тексте поэмы «Мертвые души» предыстория главного героя помещена в самом конце повествования?
Как в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» связаны история «подлеца» Чичикова и «Повесть о капитане Копейкине»?

Н.В. Гоголь «Шинель» 1842
Вариант 1
Вариант 2

С1.
Какую роль подробное описание героя играет в композиции гоголевского произведения?
Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой».
С2.
В каких произведениях русской литературы нашла выражение проблема человеческого достоинства и что сближает эти произведения с «Шинелью» Гоголя?
Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей XIX-XX веков прибегал к фантастике в своем творчестве?

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» 1840
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6

С1.
В чем разница и в чем сходство объяснений, которые дают трагическим событиям повести Пеорин и Максим Максимыч?
Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание исследователя: «Печорин - не жестокий себялюбец, а мыслящая и страдающая личность, которой свойственна напряженная духовная жизнь».
отсутствует
Какую оценку дает герой (а вместе с ним автор) своему поколению?
Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой нашего времени»?

В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер?
С2.
В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?
В каких классических произведениях русской литературы так или иначе звучит тема судьбы, предопределения и как эти произведения соотносятся с романом Лермонтова «Герой нашего времени»?
Каковы основные особенности психологизма Лермонтова и кого из писателей можно назвать продолжателем его традиций в изображении «души человеческой»?
Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?

В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?
С5.
С какой целью автор романа «Герой нашего времени» нарушил хронологический порядок его глав?
Как название романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» связано с его проблематикой?
Как характеризуют Печорина его представления о свободе, дружбе и любви (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)?
В прямом или переносном смысле употреблено слово «герой» в названии романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Кого из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать двойником Печорина?
Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

А.Н. Островский, «Гроза» 1859
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4

С1.
С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях?
Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?
Чем похожи Борис и Тихон? Раскройте свою позицию.
С2.
В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»?
Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношения поколений, близки пьесе А.Н. Островского и чем?
Чем вызван протест Катерины в драме «Гроза» и в каких произведениях русской литературы XIX века изображаются герои-бунтари?
Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?
С5.
Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены пьесы А.Н. Островского «Гроза»?
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» - история трагической судьбы женщины или социально-политическая драма?
Что свидетельствует о недолговечности власти кабаних и диких? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)
Какие мотивы и образы русского фольклора нашли отражение в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? Как они связаны с характеристикой главной героини, других персонажей пьесы?
Для чего Островский ввел в пьесу «Гроза» последний акт, а не завершил ее сценой покаяния Катерины?
Почему пьеса А.Н. Островского «Гроза» открывается картиной волжского пейзажа?
Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»).

И.А. Гончаров, «Обломов» 1859
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4

С1.
Для чего включена в роман глава «Сон Обломова»?
В чем разница, а в чем, по-вашему, сходство характеров слуги и хозяина?
Назовите средства психологизма, которые использует Гончаров в романе, и прокомментируйте слова В.Г. Короленко, утверждавшего, что автор «конечно, мысленно отрицал „обломовщину", но внутренне любил ее бессознательно глубокой любовью».
В чем разница характеров героя и героини и как она определила их дальнейшую судьбу?
С2.
Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся любви»? (при сопоставлении укажите произведения и авторов)
Что сближает с романом «Обломов» другие произведения отечественной классики, в которых встречаются «парные» образы слуга-господин?
Расскажите, что общего у Обломова с «лишними людьми» (Онегиным, Печориным…)?
Кто из героев русской классики близок Обломову и как можно объяснить их общность?
С5.
Как вы понимаете явление «обломовщины»? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)
Как вы считаете, образ Обломова - образ статичный или динамический? (По одноименному роману А.И. Гончарова).
Особенности жанра и композиции романа «Обломов».
Прав ли был Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова» (по одноименному роману Гончарова)?
Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

И.С. Тургенев, «Отцы и дети» 1862
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7

С1.
Согласны ли вы с утверждением, что дуэль Базарова и П.П. Кирсанова изображена как нелепость (аргументируйте свою позицию)?
Какие вопросы, связанные с общей проблематикой произведения, находят свое отражение в данном фрагменте?
Сформулируйте главную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самой идеей этой жизни».
Какая тема, важная для всего произведения, получает свое развитие в данном фрагменте текста?
Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения?

Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте?

Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущность их характеров?

С2.
В каких произведениях русской литературы встречаются описания поединков между героями и как эти эпизоды соотносятся со сценой из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
Что лежит в основе характера Базарова и какие герои русской классики близки к «базаровскому» типу личности?
Почему Тургенев заканчивает полемический роман словами о «великом спокойствии» и «вечном примирении» и как позицию автора «Отцов и детей» оценили современники автора?
Что сближает роман «Отцы и дети» с произведениями русской классической литературы, в которых звучит тема бессмысленного, жестокого предрассудка - дуэли?
В каких произведениях русской классики отображены взаимоотношения представителей разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?
Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте?

В каких произведениях русских писателей XIX века герои полемизируют друг с другом и в чём их споры можно сопоставить со спором Базарова и Аркадия?
С5.
Как название романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» связано с его проблематикой?
Можно ли утверждать, что победителем в конфликте «отцов и детей» стал Базаров? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
Вспомните фрагмент романа И. Тургенева «Отцы и дети», начинающийся словами: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…» (поездка в тарантасе в Марьино). Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.
Почему у Базарова не нашлось других последователей, кроме Ситникова и Кукшиной? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
Можно ли утверждать, что в своих произведениях И.С. Тургенев создает образы «лишних людей» (по роману «Отцы и дети»)?
Можно ли утверждать, что в романе «Отцы и дети» изображен конфликт разных поколений в семье?

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание» 1866
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5

С1.
Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?
Какую роль этот диалог сыграл в судьбе главного героя романа?
Какую роль в истории преступления Раскольникова сыграла случайная встреча с этим человеком и знакомство с его семьей?
Сформулируйте главную тему данного фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Одной из основных отличительных черт романа является то, что его герой - человек идеи…».
Зачем Ф.М. Достоевский так подробно описывает детей одного из героев в данном фрагменте текста?
С2.
Вспомните, какие детали постоянно повторяются в описании Петербурга. Какова их роль в создании образа города в романе? У каких еще писателей и в каких произведениях Петербург играет такую же роль?
В каких произведениях русской классической литературы герой становится невольным свидетелем чужого разговора, который влияет на его дальнейшие поступки и решения?
Что, по-вашему, становится главной трагедией героев романа «Преступление и наказание», и у каких героев русской литературы судьбы складываются трагически?
Каковы основные особенности психологизма Достоевского и кого из русских писателей XIX века можно назвать писателями-психологами?
В каких произведениях русской классики звучит тема детства и в чем, по-вашему, особенность звучания этой темы в романе «Преступление и наказание»?
С5.
В чем главный изъян теории Раскольникова, предопределевший ее крах? (По роману Ф.М. Достоевского «Приступление и наказание»)
Почему роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» называют романом-прозрением?
Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Какие мысли и чувства пробудил у вас роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? В чем смысл названия романа?
Почему роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно считать романом-трагедией?

Л.Н. Толстой, «Война и мир» 1869
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Вариант 7

С1.
Какова тема данного отрывка и как различные художественные средства и приемы психологической характеристики помогают ее раскрытию? Согласны ли в с мнением литературоведа: «Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем „реальный" видимый Тушин»?
На какие два «полюса» можно разделить героев романа «Война и мир» и по какому принципу? Каких героев нельзя отнести ни к одному ни к другому «полюсу»?
Какая тема, важная для понимания проблематики романа «Война и мир», получает развитие в данном фрагменте текста?
Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведенном эпизоде?
Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в „Войне и мире" прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни…»

Почему данный эпизод в судьбе князя Андрея можно назвать поворотным?
С2.
В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»?
Объясните значение слов «война» и «мир» с точки зрения Л.Н. Толстого, которую он высказывал, именно так назвав свой роман. Какой художественный прием положен в основу названия? Каких русских писателей вы знаете, которые использовали тот же принцип в названии своих произведений, аргументируйте свою мысль.
Почему жанр романа Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?
В каких произведениях русской литературы сны или видения героев играют важную роль, помогая читателям глубже осознать авторскую идею?
В каких произведениях русской классики звучит тема человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л.Н. Толстого?
Почему жанр «Войны и мира» Л.H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?

Какие герои русской литературы, подобно князю Андрею, изменяли свои взгляды на жизнь после перенесённых душевных потрясений и в чём этих героев можно сопоставить с Андреем Болконским?
С5.
Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
Является ли Николай Ростов авторским идеалом (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)?
Что дает основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Является ли князь Андрей Болконский авторским идеалом (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)?
Как название романа Л.Н. Толстого «Война и мир» связано с его проблематикой?
В чем заключается своеобразие портрета как средства характеристики героев в романе «Война и мир»?
Как вы понимаетет термин «диалектика души»? (по роману Л. Толстого «Война и мир»)
В чем различие «в движении к истине» Пьера и Андрея (по роману Л.H. Толстого «Война и мир»)?
Является ли Платон Каратаев идеалом Л.H. Толстого (по роману «Война и мир»). Свое мнение обоснуйте.

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 1869
Вариант 1

С1.
Как соотносится данный фрагмент текста с основным конфликтом «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
В чем своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина?
С2.
С какими произведениями русской литературы темати¬чески перекликается сатирическая повесть М.Е. Салтыкова-Щедрина?
Какие фольклорные традиции представлены в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина?
С5.
Смешны или грустны финалы сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?

М. Горький, «Старуха Изергиль» 1895
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3

С1.
В чем смысл конфликта в ранних романтических рассказах М. Горького - «Старуха Изергиль и „Челкаш"? В чем их художественное своеобразие?
Какие черты характера героя позволяет раскрыть данный фрагмент текста?

В чём противопоставлены друг другу автор-повествователь и старая Изергиль?
С2.
В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) звучит тема гордыни, тщеславия и „превосходства, быть может, мнимого" и в чем эти произведения созвучны легенде о „сыне орла»?

В каких произведениях отечественной литературы раскрываются образы «природных», «естественных» людей и в чём эти герои могут быть сопоставлены с горьковской Изергиль?

В чём смысл слов Сатина: «Дважды убить нельзя»?
С2.
В каких произведениях русских писателей звучит тема духовного оскудения и в чем эти произведения можно сопоставить с пьесой М. Горького «На дне»?
Укажите, в чем общность пьес М. Горького и А. Чехова («На дне» и «Вишневый сад»)?
Почему основной конфликт пьесы М. Горького «На дне» определяют как социально-философский и какие писатели обращались в своем творчестве к похожей проблематике?
В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников, продолжает Горький, создавая своих героев?
Почему спор о лжи и правде был актуален для творчества Горького и в каких произведениях русской литературы раскрывается та же проблема?
Какова главная проблема приведенного эпизода? Какие средства драматургии используются для ее раскрытия?

В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне»?
С5.
Каким образом повлияли на судьбы ночлежников проповеди странника Луки? (По пьесе М. Горького «На дне»)
Чем особенно отвратителен автору мир Костылевых? (По пьесе М. Горького «На дне»)
Почему М. Горький считал свою пьесу «На дне» не трагедией, а драмой?
Можно ли счатать последнюю сцену драмы М. Горького «На дне» открытым финалом?
Сочувствие или презрение вызывают у автора пьесы обитатели ночлежки? (По драме М. Горького «На дне».)
Почему, несмотря на трагический финал пьесы «На дне», можно утверждать, что в ней торжествуют истинные ценности жизни?
В чем, по-вашему, смысл высказывания Сатина «Человек - вот правда»? (по пьесе М. Горького «На дне»).
В чем своеобразие конфликта пьесы М. Горького «На дне», который позволяет определять ее жанр как социально-философскую драму?
Сатин или Лука - главный герой пьесы М. Горького «На дне»? Свой ответ обоснуйте.

А.П. Чехов, «Ионыч» 1898
Вариант 1
Вариант 2

С1.
Почему изменился характер главного героя и кто, по-вашему, несет ответственность за его судьбу?

В чём приведенный фрагмент "Ионыча" может послужить к иллюстрации высказывания А.П. Чехова о том, что "мещанство - страшное зло"?
С2.
Что сближает с рассказом «Ионыч» другие произведения отечественной классики, в которых звучит тема «несостоявшейся любви»? (При сопоставлении укажите произведения и авторов.)

В каких произведениях русских писателей изображены быт и нравы обывателей и в чем эти произведения созвучны чеховскому "Ионычу"?

И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско» 1915
Вариант 1

С1.
Какая основная идея рассказа И.А. Бунина?
С2.
В каких произведениях отечественной классики звучит тема «духовного омертвения» и что сближает их с рассказом «Господин из Сан-Франциско»?
С5.
Каковы нравственные уроки рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
Каким образом выражена авторская позиция в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
В чем, по-вашему, трагедия главного героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
Как соотносятся вечное и сиюминутное в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско"?
"Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Как вы думаете, насколько отразилась идея этих страшных слов из Апокалипсиса в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
Почему все плывущие на корабле «Атлантида» (и праздные богачи и измученные матросы) обречены на гибель?

М.А. Шолохов, «Тихий Дон» 1928 - 1940

Вариант 1

Укажите, какой смысл заключен в названии романа М.А. Шолохова "Тихий Дон".

Какова главная функция описаний природы в романе "Тихий Дон"? Назовите русских писателей, у которых природа играет в произведении такую же роль.

«Судьба человека» 1957

Вариант 1

Смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».

Особенности изображения Великой Отечественной войны в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

«Русский характер» в изображении М. А. Шолохова (рассказ «Судьба человека»).

М.А. Булгаков, "Белая гвардия" 1924 и "Мастер и Маргарита" 1967

Вариант 1

Дом - Город - Космос в художественном мире романа М. А. Булгакова «Белая гвардия».

Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Проблема времени и пространства в романе М. А. Булгакова «Мастер и Mapгарита».

А.И. Солженицын, «Матрёнин двор» 1959

Вариант 1
Вариант 2

Какие черты характера Матрёны раскрываются в приведённом фрагменте?

В каких произведениях отечественной литературы отображён конфликт «частного» человека и государства и что сближает эти произведения с «Матрёниным двором»?

Автобиографичность рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

В чем смысл жизни главной героини рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»?

«Прирождённый ангел» Матрёна среди старух-праведниц в произведениях В. Распутина, В. Белова, В. Астафьева.

В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев?

Лука(задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь - правда... Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил... Бубнов.Во что-о? Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле - особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке - завсяко-просто - помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он - бедный, жил - плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, - духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько - пожду... а потом - брошу всю эту жизнь и - уйду в праведную землю...» Одна у него радость была - земля эта... Пепел.Ну? Пошел? Бубнов. Куда? Хо-хо!Лука. И вот в это место - в Сибири дело-то было - прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной - нет!.. Пепел(негромко). Ну? Нету?

Бубнов хохочет.Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?Лука. Человек - не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои - ни к чему, если праведной земли нет... Ученый - в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился - как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил - есть! а по планам выходит - нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему - раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой - и удавился!..Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.М. Горький «На дне»

Показать текст целиком

Своеобразие Горьковских героев в том, что он изображает "бывших", духовно "мертвых" людей, живущих на "дне" жизни. Изображая жизнь нищих, ни к чему не стремящихся людей, живущих рутиной, автор продолжает традиции Достоевского и Гоголя. В романе "Преступление и наказание" автор также описывает жизнь нищего, потерявшего надежду на светлое будущее Раскольникова. Гоголь продолжает традицию Достоевского и описывает в повести "Шинель" рутинную жизнь Акакия Башмачкина, не имеющего никаких ценностей, кроме своей жалкой работы, переписывания бумаг. Однако все три автора не просто повествуют