Женщины - фараоны в Древнем Египте. Недовольная жена и обезболивающее:от чего умирали фараоны Египта и их родные Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного

Пьецух Вячеслав

Жена Фараона

Вячеслав Пьецух

Жена Фараона

Соня Пароходова десять лет была замужем за бандитом по прозвищу Фараон. Этот самый Фараон начинал как владелец первого на Москве частного кинотеатра, но мало-помалу докатился до уголовщины, поскольку коммерческая жилка была в нем ограниченно развита. Соня Пароходова не то чтобы любила своего мужа, а как-то с ним сроднилась за десять лет, что же до странных его занятий, то они представлялись ей не более экзотическими, чем, например, профессия водолаза или деревенского колдуна. А в девяносто шестом году Фараон купил Соне Пароходовой ателье мод, и она, что называется, с головою ушла в собственные дела; через неделю-другую она уже сколотила штат, запаслась по дешевке мануфактурой, в частности похищенной на фабрике "Красный мак", навыписывала женских журналов и пресерьезно принялась делать фронду одному знаменитому московскому кутюрье.

Как раз утром 24 сентября 1996 года у Сони Пароходовой сочинилась фантастическая модель: комбинированный материал, цвета кардинальские, именно лиловое с малиновым, спина глухая, спереди декольте, спускающееся под острым углом без малого до пупа, а из проймы рукава растут сборенные крылышки, похожие на те, какие бывают у мотылька. Эта модель пригрезилась Соне Пароходовой спозаранку, однако, поднявшись с постели, она не понеслась сломя голову к своему письменному столу, а прибегла к обыкновенным утренним операциям, приятно-мучительным оттого, что у нее перед глазами все стояла фантастическая модель. Сперва она, как была в ночной сорочке, посмотрелась в высокое венецианское зеркало, отражавшее ее всю; посмотреть действительно было на что: Соня Пароходова отличалась хорошим ростом, отменными пропорциями тела и тонким, точно изнуренным лицом, на котором светились славянские богобоязненные глаза. Затем она приняла ванну и надолго обосновалась у дедовского трюмо; кремы там разные, лосьоны, притирания, ну, самосильный массаж лица, - в общем, мужскими словами не описать, каким именно образом можно с толком провести битых сорок минут, сидючи у дедовского трюмо. Управившись с утренним туалетом, Соня Пароходова выпила первую рюмочку перно - она почему-то всем прочим напиткам предпочитала французскую водку перно, которую называют еще пастис. Затем она отправилась на кухню готовить кофе; это немудреное занятие превращалось у нее в долгую, кропотливую процедуру, но вот уже по квартире распространился приторный и задорный кофейный дух, Соня Пароходова налила себе чашку гарднеровского стекла и села за телефон. Наступало самое разлюбезное время суток, когда она, потягивая кофе, звонила подругам и по делам.

Кать, это ты?

Как там у нас дела?

Только что привезли от Михайлика подкладочный шелк, пуговицы и шифон.

Уже петли обметываем.

Да, еще приходили чинить утюги, но оба совершенно косые, только что держатся на ногах.

Прогнала?

Теперь самое главное... Ты стоишь или сидишь?

Тогда сядь. Сегодня утром я придумала фантастическую модель!.. - И Соня Пароходова в мельчайших деталях описала свою фантастическую модель.

Ну, теперь этот гад у нас не обрадуется! - сказала Катерина, имея в виду одного известного московского кутюрье.

Кстати о гадах: как у тебя дела с твоим бухгалтером?

Да никак! Мало того что я его не люблю, у него к тому же сахарный диабет...

Они еще с полчаса поговорили на общеженские темы, наконец Соня Пароходова повесила трубку, закурила сигарету и принялась ходить туда-сюда, понемногу приближаясь к своему письменному столу; хочется заметить, что стол у нее был замечательный, крытый английским сукном, отделанный карельской березой, с балюстрадкой по краям, на толстых витых... вот даже нельзя сказать - ножках, а нужно сказать - ногах; на столе стоял чернильный прибор, гипсовый бюст Наполеона и бронзовая керосиновая лампа под колпаком матового стекла. Итак, Соня Пароходова ходила туда-сюда, и в ней постепенно зрело то чрезвычайно приятное, хотя отчасти и нервное ощущение, которое знакомо только художественным натурам, а именно: как будто вот-вот составится формула счастья, и от этого в животе делается немного щекотно, к рукам приливает горячая кровь и какая-то жилка осторожно пульсирует в голове. Долго ли, коротко ли, она уселась за письменный стол, подогнув под себя правую ногу, открыла баночку китайской туши, раскрыла набор акварельных красок, взяла в руки перо, два раза тяжело вздохнула и принялась за свою фантастическую модель. Поначалу дело двигалось хорошо, но мало-помалу угар прошел, и следующие два часа Соня Пароходова просидела за наброском для проформы, из природной тяги к положительному труду. Вылезши из-за стола в самом неприятном настрое чувств, она выпила другую рюмочку перно, закусила ломтиком лимона, посыпанным крупной солью, и села за телефон.

Кать, это ты?

Представь себе, я, - донеслось как-то неверно, точно уж очень издалека.

Что-то у меня не получается ничего...

Ты, главное, не переживай. И почаще вспоминай, чему нас учили в школе: в жизни всегда есть место подвигу, - нужно только, это самое... налегать!

В школьные годы я училась на круглые пятерки и ходила на босу ногу.

Ну вот видишь! Как ты была у нас отличница, так ею и осталась, поэтому ты главное - налегай.

А что с костюмом для этой мымры?

Она его только что забрала.

Довольна?

Не то слово!

Ну еще бы! Ей на роду написано в дерюжке ходить и веревочкой подпоясываться, а тут ей, можно сказать, Елисейские Поля устроили на дому...

Вот именно!

Слушай: а бухгалтер твой не звонил?

Звонил - а что толку? Он уже третий год только и делает, что звонит.

Ну, три года - это для собаки много, а для человека считается ничего.

Они еще с полчаса поговорили на общеженские темы, а затем Соня Пароходова вышла проветриться на балкон. Даром что календари показывали конец сентября, погода стояла летняя - хотя и пасмурная, но теплая и сухая. Впрочем, приметы грядущей летаргии уже давали о себе знать: в воздухе чувствовалось что-то сонное, свет был квелым, листья на деревьях потемнели и чуть слышно запахли тленом, на балконе соседнего дома знакомый сумасшедший говорил дикую речь, вытянув правую руку в направлении Тишинского рынка, снегирь сидел на карнизе, хотя снегирям была еще не пора. Вдруг солнечный луч прорезался сквозь сероватую пелену неба и произвел на Соню Пароходову чрезвычайно приятное действие: чувство было такое, как будто вот-вот сама собой составится формула счастья, и от этого в животе делается немного щекотно, к рукам приливает горячая кровь и какая-то жилка осторожно пульсирует в голове. В эту минуту лицо ее осветилось улыбкой, как бы обращенной вовнутрь, и она вернулась к письменному столу.

Ответ:

В Коране сообщается о том, что она нашла Мусу (алейхи салям) и взяла его во дворец. В год рождения Мусы (алейхи салям) фараон приказал убивать всех новорожденных мальчиков сынов Исраилевых.

По повелению Аллаха Всевышнего, мать Мусы положила его в ящик и опустила в воды Нила. Когда ящик с ребенком проплывал мимо дворца фараона, его нашли служанки и принесли ей. Увидев ребенка, сердце Асии наполнилось любовью к нему. И несмотря на сильное желание фараона убить этого ребенка, Асия воспрепятствовала этому, и сумела уговорить фараона оставить ребенка себе.

Несмотря на то, что Асия (радыйаллаху анха) была женой такого нечестивца и негодяя, как фараон, она являлась женщиной, уверовавшей в Аллаха Всевышнего. Благодаря тому, что она была верующей и взяла под свою защиту Мусу (алейхи салям), Аллах Всевышний даровал ей высокую степень. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Самыми достойными из женщин Рая будут Хадиджа бинти Хувайлид, Фатима бинти Мухаммад, Марьям бинти Имран, и жена фараона – Асия бинти Музахим» (Ахмад ибн Ханбал, Хаким).

Асия была очень искренней и стойкой в своей вере женщиной. Когда наступало время поклонения, она находила предлог чтобы уединиться в своей комнате и там тайком совершала поклонение Аллаху.

На протяжении долгого времени скрывала свою веру и поклонение. Последней каплей стала зверская казнь фараоном жены Изекиля. Асия видела из окна дворца, с какой жестокостью была казнена эта женщина.

Асия видела, как к жене Изекиля снизошли ангелы и забрали ее душу, и то, каких благ она удостоилась, и это еще больше укрепило веру Асии. И в этот момент в комнату Асии неожиданно вошел фараон и стал ей рассказывать о том, как была жестоко казнена жена Изекиля. Когда он закончил свой рассказ, Асия (радыйаллаху анха) сказала ему:

«Горе тебе, о, фараон! Как ты только осмеливаешься выступать против Аллаха, подвергая мучениям уверовавших?».

Не ожидая услышать подобного, фараон сказал: «Неужели одержимость той женщины, которая была казнена, охватила и тебя?».
Асия ответила: «Нет! Она не была одержимой, и я не являюсь таковой. Знай, что я уверовала в Аллаха – Господа миров».

Фараон сказал Асие: «Либо ты отвергнешь Бога Мусы, либо умрешь в страшных мучениях».

Но Асия была тверда в своей вере и отвергла предложение фараона. И тогда по приказу фараона Асия (радыйаллаху анха) была замучена до смерти. На это в Коране имеются следующие указания:

«Аллах привел в качестве примера о верующих жену Фараона. Вот она сказала: «Господи! Спаси меня от Фараона и его деяний! Возведи для меня дом в Раю возле Тебя и спаси меня от несправедливых людей!»» (ат-Тахрим 66/11).

В риваятах сообщается, что эта мольба стала последними словами Асии (радыйаллаху анха), отдавшей свою жизнь на пути Аллаха и удостоившейся степени павшего на пути Всевышнего.

Islam-Today

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

И великим реформатором. Его жена - самой красивой женщиной в царстве. Правление этой пары пришлось на Амарнский период. Чем прославились Эхнатон и Нефертити за короткий период своего царствования? Среди всех великих цариц Египта на слуху осталось только имя самой красивой и почитаемой правительницы. Нечасто фараоны допускали к властвованию своих жен, но Нефертити была не просто жена - она при жизни стала царицей, на которую молились, чьи умственные способности превозносились так высоко. «Совершенная» - так называли ее современники, превозносили ее заслуги и красоту.

Аменхотеп IV (Эхнатон)

Эхнатон не должен был править Египтом, так как у него был старший брат. Но Тутнос умер еще во время правления отца, поэтому законным наследником стал Аменхотеп. В последние годы жизни фараон тяжело болел, и мнение историков сводится к тому, что младший сын был соправителем в это время. Однако в течение какого срока длилось такое совместное правление установить не удалось.

После смерти отца Аменхотеп становится фараоном и начинает править страной, которая к этому моменту достигла большого могущества и влияния. Царица Тейе, славившаяся своим благоразумием и мудростью, помогала сыну в первые годы. Она умело направляла его мысли в нужное русло и давала мудрые советы.

Новая религия

Во времена правления фараона культ Солнца достиг небывалых высот. Ранее не столь популярный Атон (бог солнца) становится центром религии. По новым технологиям строится грандиозный храм для высшего божества. Сам Атон изображается как человек с головой сокола. Богу придали статус фараона, граница между Аменхотепом и солнцем стерлась. В довершение он меняет свое имя на Эхнатон, что означает «полезный для Атона». Переименованы были и все члены семьи, а также наиболее важные сановники.

Для того чтобы утвердить новое божество, строится новый город. В первую очередь был возведен огромный дворец для фараона. Он не стал дожидаться окончания строительства и переехал вместе со всем двором из Фив. Храм для Атона был возведен сразу после дворца. Жилые кварталы и иные сооружения для жителей строились из недорогих материалов, в то время как дворец и храм были из белого камня.

Жены фараона. Нефертити

Первой супругой Эхнатона стала Нефертити. Они поженились еще до его восхождения на престол. К вопросу о том, с какого возраста девочек брали в жены фараоны: невестами становились с 12-15 лет. Будущий муж Нефертити был старше ее на несколько лет. Девушка была необычайно хороша собой, ее имя дословно переводится как «красавица пришла». Это может свидетельствовать о том, что первая жена фараона не была египтянкой. Найти подтверждение ее иноземного происхождения до сих пор не удалось. Супруга во всем поддерживала Эхнатона, она внесла свою лепту в возведении Атона в ранг высшего божества. На стенах храма ее изображений гораздо больше, чем самого фараона. Жена не смогла ему подарить сына: за время их брака она родила шесть дочерей.

Нефертити воспитывала сына сестры Эхнатона. Позже он станет мужем одной из ее дочерей Анхесенпаатон и будет править Египтом под именем Тутанхамон. Девушка сменит имя на Анхесенамон. Одна из дочерей царственной солнечной четы умрет еще в детстве, другую выдадут замуж за брата. Судьба остальных истории неизвестна.

Нефертити и Эхнатон везде появлялись вместе. О ее величии и значимости можно судить по тому, что ей дозволялось сопровождать мужа во время жертвоприношений. Ей молились в храмах Атона, а все действа проводились исключительно в ее присутствии. При жизни она стала символом процветания всего Египта. Существует множество фресок и статуй этой красивейшей женщины. На стенах Ахенатонского дворца присутствует много совместных изображений фараона и его жены. Они запечатлены в момент поцелуя, с детьми на коленях, есть отдельные изображения дочерей. Ни одна из жен фараонов Египта не удостаивалась таких почестей, как эта особа.

Закат популярности царицы Нефертити

Сейчас никто не может сказать, что послужило причиной ее исчезновения с политической арены и семейной жизни фараона. Вероятно, после смерти дочери отношения супругов друг к другу изменились. Или Эхнатон не смог простить красавице отсутствие наследника. Доказательством ее жизни после царствования служит статуя, изображающая Нефертити в пожилом возрасте. Все еще красивая, но уже сломленная годами и невзгодами женщина, навсегда застыла в облегающем платье и легких сандалиях. Несомненно, отторжение супруга надломило ее, оставило свой отпечаток на царственном лике. Гробницу Нефертити не удалось обнаружить до сих пор, что может подтвердить предположение о ее немилости. Возможно, она пережила своего супруга, а хоронить ее с почестями не стали.

Кийа

На смену царице Нефертити пришла не столь красивая и величественная Кийа. Предположительно, она вступила в брак с фараоном на пятом году его правления. О ее происхождении тоже нет достоверных сведений. Одна из версий гласит, что девушка была женой отца Эхнатона и после смерти перешла к юному фараону. Не существует исторических упоминаний о ее высоком положении при дворе и каком-либо участии в правлении фараона. Известно, что Кийа родила дочь. На этом история жены фараона обрывается. Судя по тому, что ее имя было удалено со стен храма, женщина была опозорена. Захоронения этой жены фараона не было обнаружено. О судьбе ее дочери тоже нет никаких догадок и фактов.

Тадухепа

Эта жена фараона тоже досталась ему по наследству. Девушка приехала в Египет из Митанни по желанию Аменхотепа III. Он выбрал ее в невесты, но скончался вскоре после ее прибытия. Эхнатон сделал Тадухепу своей женой. Некоторые ученые и исследователи полагают, что это имя до царствования носила Нефертити или Кийа, но подтверждений этой теории не обнаружено. Сохранилось послание ее отца Тушратты будущему супругу, в котором он ведет переговоры о скором замужестве дочери. Но это не подтверждает факт того, что принцесса существовала как отдельная личность. Упоминаний о совместных детях историки тоже не нашли.

Смерть фараона

Как погиб Эхнатон, до сих пор не удалось установить. Существуют росписи, на которых изображено покушение на фараона с помощью отравления. Однако для установки причины смерти требуется его мумия. В семейном склепе была обнаружена только гробница. Тела внутри не было, а сама она была практически разрушена. Ученые до сих пор спорят, является ли мумия мужчины из гробницы KV55 Эхнатоном.

Кто-то постарался сохранить это в тайне, сбив имя на саркофаге и оторвав маску. Экспертиза ДНК установила, что тело принадлежит к числу близких родственников Тутанхамона. Но это может быть Сменхкара, который тоже был одной крови с фараонами. Пока нет возможности установить точное происхождение мумии, но археологи не теряют надежды найти новые гробницы и царственные тела.


А вот древнеегипетские изображения.
Дошедшие до нас портреты самой известной женщины-фараона Хатшепсут:

Пишет Claudia* :
Себекнеферу - первая женщина-фараон.
О женщинах - фараонах Древнего Египта (Международному женскому дню посвящается).

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего - за фараона, а ещё лучше самой стать фараоном. Нескольким древним египтянкам это действительно удалось.

Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит…

И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего, за фараона, и не просто выйти замуж, но ещё и стать его главной супругой или хотя бы матерью царского наследника (и впоследствии - регентшей при его малолетстве). Но ещё лучше, овдовев, самой стать фараоном

История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней - чуть позже, а пока - о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.

Мернейт (Раннее царство, 3000-2890 годы до н.э.) - супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бóльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая

Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.

Хенткаус (I) (IV-V династии, Старое царство) - супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью - непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса - изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.

Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней - легенда.

Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777-1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное - Себекнеферу и тронное - Себеккара.

Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831-1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.

Именно во время её правления, считает Головина, появился феномен царствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, - пишет Вера Головина, - которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон - это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола - одного из древнейших божеств египетского пантеона. Это был воинственный владыка дневного неба с глазами - Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди - звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. <...> Фараон - это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».

Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции - феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Один из самых наглядных примеров - надпись на одной из её статуй: «Нефрусебек, любимая [=форма ж. р.] городом Шедит, царь [= м. р.] Нижнего и Верхнего Египта, Нефрусебек Шедитcкая, да живёт она [=ж. р.] вечно; обе владычицы, дочь [=ж. р.] Ра; владычица [=ж. р.] Обеих земель [=Египта]; Хор [м. р.] - владыка [=м. р.] Дедет-аху, Хр..т [=изобретённая (!) женская форма мужского имени Хор], любимая [=ж. р.] богом Ра».

Эти нерегулярности можно объяснить необычностью задачи, с которой столкнулись египтяне при изображении и описании женщины-фараона, а также их неуверенностью, в каком именно облике царица-фараон должна представать в общественном сознании. Проще говоря, они были в полном недоумении.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, - это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния - сарафана - на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти - гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.